«SketchUp. Базовый учебный курс» Александр Петелин
Неважно, полный ли вы новичок, дизайнер на обучении, опытный профи, который переключается на новый продукт, - это статья для вас.
Во-первых , мы немного познакомимся со Sketch - что это такое, чем он завоевал свою популярность, как получить бесплатную триал-версию и установить приложение на Mac. Во-вторых , изучим интерфейс Sketch, я поясню основы и покажу некоторые фишки и приемы. В-третьих , мы коснемся более продвинутых функций приложения (кривые Безье, блендинг особенно впечатляют).
И, наконец , я поделюсь качественными ресурсами по Sketch, включая бесплатную шпаргалку на 99 пунктов, с которой очень удобно учиться работе в приложении. Звучит неплохо?
1. Почему Sketch?
Некоторое время после релиза в 2010 году Sketch расценивался как легковесный инструмент для редактирования графики, с помощью которого дизайнеры UI и UX могли быстренько прототипировать дизайн приложений.
Но за последние годы Sketch значительно развился - и его возможности сейчас выходят далеко за рамки создания макетов экранов. Как молодой продукт, созданный специально под нужды сегодняшнего дня, в нем нет всего этого ненужного мусора, как в наборе продуктов Adobe Creative Cloud.
- Ресайз фигур с помощью горячих клавиш
- Дублирование элементов
- Смарт-выделение
- Группировка и разгруппировка элементов
- Прямое выделение в группах
- Настройка 100% масштаба
- Показать все артборды
- Перенос объектов на передний или задний план
- Переименование
- Измерение расстояния между элементами
- Настройка непрозрачности с помощью числовой клавиатуры
- Изменение радиуса каждого угла отдельно
- Настройка нестандартных горячих клавиш
- Использование математических операций внутри полей ввода
- Составные фигуры
- Команда для поворотного копирования
- Слайсы
- Экспортируемые элементы и артборды
- Экспорт исходников для экранов retina
- Позиционирование объектов “за гранью”
- Комбинирование света и тени для задания глубины
- Имитация складчатой поверхности
- Создание резких теней
- Расстояние между объектом и его тенью
- Множественные источники света
- Линия горизонта
- Наложение объектов
И, наконец… проработайте эти уроки по Sketch. Они на русском языке
Серия уроков от Marc Andrew
Создание мобильных приложений в Sketch от Marc Andrew
Если вам нужны еще уроки и советы по началу работы в Sketch, вы найдете их в разделе “Дополнительные ресурсы” в конце этого поста.
3. Более продвинутые приемы работы в Sketch
Как только вы справитесь с основами, настанет время перейти к более продвинутым возможностям, доступным Sketch-пользователям!
Освоение кривых Безье
Как я упоминал ранее, Sketch - это векторный графический редактор, а это значит, что все объекты в Sketch состоят из точек и кривых. Чтобы ощутить всю ценность Sketch, вам нужно научиться управлять этими точками и кривыми. Это позволит вам рисовать сложные фигуры, например, орнаментированные буквы, с нуля.
Создание символов
Sketch позволяет создавать собственные “символы”. Это означает, что вы можете сохранить слой или группу слоев как символ, и затем вставлять его в документ, как если бы это была простая фигура.
Особенными символы делает то, что вы можете кликнуть дважды на “сущности” символа, отредактировать “главный” символ, и все сущности этого символа в документе будут автоматически обновлены. На этой GIF-ке я создаю символ в форме листочка, вставляю еще две его сущности, и затем меняю непрозрачность родительского символа. Посмотрите, как остальные меняются:
Продвинутые опции ресайза
Когда работаете с сгруппированными объектами, может понадобиться, чтобы объекты в группе вели себя по-разному при ресайзе. Для каждого объекта внутри группы Sketch позволяет выбрать свой метод ресайза.
Вот возможные опции:
- Stretch (растянуть): объект будет отресайзен пропорционально общим размерам группы. Это метод по умолчанию, обычно именно такого эффекта вы и ждете от ресайза.
- Pin to corner (прикрепить к углу): размер объекта будет изменен, но его положение не изменится (по отношению к ближайшему углу)
- Resize object (ресайз объекта): размер объекта будет изменен на то же пиксельное значение, на которое ресайзится группа. Если группа становится на 50px шире, то и объект станет на 50px шире.
- Float in place : объект не будет отресайзен при ресайзе группы, но он изменит свое положение пропорционально общим габаритам группы.
Название: SketchUp. Базовый учебный курс
О книге «SketchUp. Базовый учебный курс» Александр Петелин
SketchUp – уникальный ЗD-редактор, который более 15 лет является одним из самых популярных, универсальных и любимых инструментов дизайна для миллионов пользователей – как профессионалов, так и любителей. Этот учебный курс включает в себя самый необходимый объем знаний как для первичного освоения, так и для начала реальной работы в программе, и проведет вас до уровня уверенного владения самыми необходимыми инструментами SketchUp, готовности к решению большинства задач практического моделирования.
На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу Александр Петелин «SketchUp. Базовый учебный курс» в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.
Альтернативное название: как эффективно бороться с этой программой.
Очень полезные уроки можно найти на официальном сайте SketchUp. Размещаю ссылку на все уроки. Обращаю внимание, что там есть раздел для пользователей, знакомых с программой.
Понимание этих принципов обеспечит быстрый и точный моделинг. В SketchUp мало "кнопок" - зачастую они "зашиты" внутри некоторых функций. Например, наиболее частым вопросом новичков оказывается "а как сделать много копий в один клик?!" Или - как менять одним поворотом мышки плоскость построения без вспомогательной геометрии?
Пост о связке 3ds Max и SketchUp - актуально для тех, кто использует 3ds Max как основной инструмент.
Грамотное создание блоков в AutoCAD(на самом деле, внутри любого dwg-файла) можно эффективно использовать в SketchUp. Смотрим небольшой ролик про генерацию мебели по плану из AutoCAD за несколько кликов.
Отдельно рассмотрен импорт 3D DWG - смотрите новые ролики
Пост посвящен работе со слоями и сценами. Сцены - необходимый инструмент взрыв-схемы. Также рассмотрен экспорт в AutoCAD для последующего редактирования графики.
Еще раз про взрыв-схему и размещение сцен в LayOut
В этом посте я показываю, как созданные сцены в SketchUp связываются с LayOut. Обновили геометрию в модели - обновилась взрыв-схема на листах. Схожим образом работают множество программных пакетов.
Пройдя по этой ссылке , вы обнаружите "беды" SketchUp. О них надо знать! Иначе эпический фейл неизбежен. Вы просто не сможете выполнить точные построения, связанные с циркульными кривыми. Те же проблемы присутствую в 3ds Max.
Еще один пост : материалы и SketchUp. Наиболее частой ошибкой при моделировании в SketchUp является неверное присвоение материалов. Это приводит к мучениями при переводе в 3ds Max, а также лишает вас возможности получить точный отчет по количествам материалов.
Если мы не следим за оптимизацией модели в SketchUp, то можем получить файл, который будет весить, например, 40 мб вместо 10. Смотрим пост .
Сверив свои действия с этими принципами, вы сможете достичь качественного уровня моделирования Встройка в фото
Необычайно удобная и одновременная коварная функция встройки вашей модели в фото и не только. Подробные видео
, Sweet Home 3D , Color Style Studio , IKEA Home Planner и, собственно, Google SketchUp .
В двух словах расскажу что за продукт Google SketchUp 8 – это программа для работы с 3D – моделями : их можно создавать, редактировать, импортировать и т.д. Программа зачастую используется для того, чтобы создавать дизайн интерьера.
Научиться работать в программе довольно несложно, нужно найти лишь несколько уроков, запастись терпением и фантазией и начинать творить. Могу Вас порадовать, искать уроки не придется, я представлю прямо здесь 4 видео-урока, причем, на русском языке.
Если у Вас еще не установлена программа Google SketchUp, то можете скачать ее прямо на нашем сайте нажав на следующую ссылку Google SketchUp скачать . Так как в SketchUp могут работать и архитекторы и дизайнеры интерьера и ландшафтные дизайнеры, то можно скачать с нашего сайта дополнительные наборы компонентов, такие как:
- Архитектура (723 компонентов)
- Строительство (797 компонентов)
- Кинопроизводство (107 компонентов)
- Ландшафтный дизайн (583 компонентов)
- Люди (166 компонентов)
- Символы (26 компонентов)
- Транспорт (48 компонентов)
- Бонусный набор материалов (626 компонентов)
Эти наборы содержат готовые предварительно нарисованные модели различных объектов: мебель, машины, деревья . Их можно использовать в своих моделях, чтобы сэкономить время.
Научившись основам работы в программе Вы сможете создавать такие удивительные вещи, как например:
А теперь перейдем к самому главному: с чего начать работу в программе.
Для начала можно ознакомиться с руководством по началу работы в SketchUp на официальном сайте .
Также отличным помощником будет справочная карта. С ее помощью можно изучить быстрые клавиши по основным пунктам меню.
Интерактивные уроки Google SketchUp на русском языке
В Google SketchUp 8 в меню Справка есть интерактивные пошаговые руководства, но они на английском языке также как и уроки на официальном сайте Google . Предлагаю скачать с нашего сайта такие же уроки, только на русском языке. С помощью этих уроков очень легко научиться рисовать в Google SketchUp.
А теперь обзор: Видео – уроки Google SketchUp.
Первый урок
В рамках этого урока рассмотрены следующие темы:
- Запуск SketchUp и выбор шаблона;
- Основные инструменты для рисования и 3D-моделирования:
- линия;
- прямоугольник;
- окружность;
- «Пуш-пул» (Push/Pull) - инструмент для «выдавливания» из плоских поверхностей;
- ластик.
- Принципы работы с основными инструментами для рисования;
- Навигация в SketchUp. Инструменты для навигации:
- «орбита» для облёта вокруг модели;
- «лапка» для перемещения вдоль модели;
- «зум» для приближения или удаления от модели;
- Создание первой 3D модели.
Второй урок
В рамках этого урока рассмотрено построение более детального дома. чем в первом уроке. В процессе построения рассмотрены инструменты “сдвиг” и “по контуру”. Также рассматриваются принципы моделирования по заданным размерам.
Третий урок
В третьем уроке рассмотрен пример создания интерьера комнаты. Здесь показаны принципы работы с такими инструментами как:
- “рулетка”;
- “лупа”, “сдвиг” и “Push-Pull”;
- импорт готовых 3D моделей из коллекции Google;
- передвижение объектов в создаваемой модели.
Четвертый урок
Четвёртый видео – урок по Google SketchUp построен на примере создания туалетного столика. Здесь Вы освоите принципы работы с группами и компонентами, познакомитесь с инструментами “Арка” (“Дуга”) и “Масштабирование”.
Подведем итог: для того, чтобы научиться работать в программе Google SketchUp 8 Вам нужно просто Google SketchUp скачать и установить на свой ПК, затем руководствуясь видео-уроками из данной статьи начинать создавать шедевры.
Немного терпения и у Вас все получится! Творческих успехов!
Изначальное предназначение программы Google SketchUp – дать пользователям возможность создавать модели зданий и добавлять их на карты Google, поэтому она приспособлена для создания архитектурных объектов. Впрочем, моделировать можно и мебель, и посуду, и транспортные средства, и оружие – словом, практически все рукотворные объекты. Для природных объектов с их «неправильными» линиями этот редактор не подходит.
В платной версии программы есть функция экспорта в формат *obj, благодаря этому модели, сделанные в Google SketchUp, можно использовать в других программах, например, в ландшафтном редакторе Bryce.
Окно программы
При первом запуске программы она предложит выбрать единицы измерения: метры, дюймы. В открывшемся окне появится «поле», на котором будут размещаться объекты, трехмерная система координат и человеческая фигура, с которой можно соотносить размеры объектов. При желании ее можно удалить, выделив и нажав клавишу Delete.
Манипулировать этим рабочим полем можно с помощью трех инструментов: «Панорама» (значок на панели в виде руки) – для передвижения, «Орбита» (изогнутые стрелки) – для вращения и «Масштаб» (лупа) для увеличения.
В правой части экрана находится окно «Учебник». Выбрав ту или иную функцию, в нем можно увидеть пояснения, как ею пользоваться, в виде текста и анимированной картинки. Начинающему пользователю это очень помогает.
В левом нижнем углу можно увидеть «Измерения». Там при создании объектов будет отображаться длина линии, сторона прямоугольника, радиус окружности или расстояние от центра шестиугольника до его угла.
Для работы с любым объектом или его частью объект нужно выделить с помощью инструмента «Выбрать» (значок в виде стрелки). Одинарный щелчок левой кнопкой мыши выделяет только плоскость, двойной – плоскость вместе с линиями. Чтобы выделить объект целиком, нужно нажать левую клавишу мыши за пределами объекта и, не отпуская, протянуть по диагонали, «охватив» объект.
Создание моделей
Моделирование начинается с создания основы на плоскости, которой станет определенная фигура. Необходимые для этого инструменты находятся в меню «Рисование», при желании их можно вынести на панель: линия (иконка в виде карандаша), прямоугольник (квадрат), окружность, дуга, «от руки» (имеется в виду произвольная линию, значок в виде кривой) и многоугольник (значок в виде треугольника, но в действительности имеется в виду шестиугольник). Удалять лишние фигуры или их части, отграниченные линиями, позволяет инструмент «Ластик» в меню «Инструменты».
Теперь, когда фигура создана, ее можно сделать объемной. Для этого служит инструмент «Тяни-толкай» в меню «Инструменты» (параллелепипед с прямой стрелкой, направленной вверх). Он превращает прямоугольник в параллелепипед, квадрат в куб, круг в цилиндр, по такому же принципу «вытягивается» любая фигура.
Более сложный вариант этого инструмента – «Ведение» (похожий значок, но с изогнутой стрелкой). Она «вытягивает» фигуру не прямо, а по заранее начерченной траектории. Так можно сделать, например, карниз по периметру здания.
Один из самых простых вариантов «Ведения» – создание тел вращения. Так можно создать бокал, церковный купол или колокол. Необходимо начертить вертикальный прямоугольник. Удобнее всего расположить его так, чтобы один из углов совпадал с центром системы координат, а две стороны – с осями. На прямоугольнике нужно нарисовать фигуру, представляющую собой половину поперечного сечения объекта. Середина фигуры должна совпадать с осью координат. Участки прямоугольника, находящиеся за пределами фигуры, удаляются ластиком.
Теперь нужно начертить круг с центром в нулевой точке координат, а окружность должна совпадать с краем фигуры. Инструментом «Выбрать» нужно выделить плоскость круга (но не линию окружности!) и удалить ее, чтобы осталась только линия. Теперь, выделив плоскость фигуры, нужно провести инструментом «Ведение» вдоль окружности до замыкания.
В моделировании не обойтись без измерений. Для этого служит инструмент «Рулетка» (иконка в виде этого предмета). С ее помощью можно не только измерять фигуры, но и намечать линии на них. Это нужно, например, для того, чтобы начертить окна на одном уровне.
Возможно, размер объекта придется изменить с помощью инструмента «Масштабировать» (прямоугольник с диагональной красной стрелкой внутри). Прежде чем применять его, нужно выделить объект или его часть. Масштабировать можно не только весь объект, но и его грань. Таким способом можно, например, превратить параллелепипед в усеченную пирамиду, а цилиндр в усеченный конус.
Еще один важный инструмент – «Сдвиг» (две дуги, пересеченные красной стрелкой). С его помощью делается «копия» плоской фигуры, расположенная внутри ее или наоборот – за пределами, вокруг фигуры.
Текстуры
Для наложения текстур используется инструмент «Заливка» (значок в виде ведра и льющейся краски). Когда выбран этот инструмент, появляется окно «Материалы». В меню текстуры сгруппированы по разновидностям: «Металл», «Древесина», «Ковры и ткани» и т.д. Выбрав текстуру, можно перейти на вкладку правка. Материал можно сделать более темным или светлым, можно создать на его основе новый или загрузить в качестве текстуры любой графический файл, а также отрегулировать степень прозрачности. Когда материал готов, можно приступать к «окрашиванию», щелкая правой клавишей мыши по каждой плоскости объекта.
Тем, кто собирается использовать модели в редакторе Bryce или DAZ Studio, следует знать один нюанс. Текстуры из SketchUp в этих программах выглядят не лучшим образом, их придется заменить другими. Чтобы это было возможным, нужно «раскрашивать» по-разному части модели, на которые предполагается накладывать разные текстуры, иначе потом нельзя будет разгруппировать объект. Неважно, какими будут текстуры, главное, чтобы они были разными, причем каждую плоскость нужно «окрасить» с обеих сторон.
Если модель создавалась для помещения ее на карту Google, это можно сделать, выбрав в меню «Файл» пункт «Географическое положение» и подпункт «Добавить местоположение». В отдельном окне откроется географическая карта. В строке поиска можно набрать название города, а затем найти в нем нужное место.
Разумеется, это не все возможности Google SketchUp, но этих сведений достаточно для того, чтобы начать работать с нею. В процессе работы откроются и другие секреты программы.