Я в весеннем лесу кто поет. Несчастливая судьба песни “Я в весеннем лесу”

История песни “Я в весеннем лесу” В своё время песня была очень популярна. Сейчас, конечно, её поют реже. Среди известных исполнителей песни Михаил Ножкин, Аркадий Северный, Михаил Шуфутинский, Слава Медяник, Александр Орехов, Евгений Дятлов, Ренат Ибрагимов, Александр Малинин, Олег Скрипка, Александр Маршал, группа “Лесоповал”. “Я в весеннем лесу” поётся от лица человека, вынужденного покинуть родину и не решающегося вернуться назад. Многим современным людям сложно понять “фишку” этой песни. Впервые песня официально прозвучала в 1968 году в советском психологическом детективе “Ошибка резидента”, в его второй части “Возвращение Бекаса”. Песню “Я в весеннем лесу” поёт Бекас - беглый вор-рецидивист Матвеев, он же офицер контрразведки КГБ СССР Павел Синицын. Исполняет роль Бекаса известный актёр, композитор и поэт Михаил Ножкин (1937). Он прогуливается с гитарой и поёт у дома Станислава Курнакова - резидента западной разведки в СССР графа Михаила Александровича Тульева, работающего у нас под псевдонимом “Надежда”. Роль резидента играет не менее известный советский и российский актёр Георгий Жжёнов (1915-2005). Песня в исполнении Михаила Ножкина сразу полюбилась зрителям. Простая в исполнении, душевная, трагическая и в духе времени она звучала повсюду. Её пели люди, пережившие войну и фашистский плен, а также продвинутая молодёжь, которая, возможно, уже не понимала первоначального смысла песни. Впрочем, эмигрантская тема в России стабильно актуальна и популярна. Меняются лишь нюансы. После выхода фильма “Ошибка резидента” на экран авторство песни “Я в весеннем лесу” быстро приписали Михаилу Ножкину. Тем более и в титрах это было указано. Многие до сих пор считают М. Ножкина автором или соавтором песни. Но это заблуждение. Песню “одного из пропащих сыновей Родины-матери” написал совсем другой человек. И почти за 15 лет до того, как она стала известна широкому кругу слушателей. Настоящим автором текста и музыки песни “Я в весеннем лесу” был Евгений Данилович Агранович (1918-2010) - советский и российский кинодраматург, сценарист, писатель, поэт, бард и художник, младший брат советского кинорежиссёра и сценариста Леонида Даниловича Аграновича (1915-2011). Он не был перемещённым лицом, не видел “бразильских болот малярийный туман”, “и вино кабаков, и тоску лагерей” он не познал. Но много общался с подобными людьми на фронте, когда служил в войсках К.К. Рокоссовского. Тогда же у Аграновича возникла мысль написать “песню перемещённых лиц”. Но воплотил он свою идею гораздо позже. В 1954 году на киностудии имени М. Горького снимали шпионский детектив “Ночной патруль” (1957) с Марком Бернесом в главной роли. И нужно было написать песню для главного героя. Евгений Агранович предложил свой вариант - песню “Я в весеннем лесу пил берёзовый сок”. К тому времени Агранович 12 лет сотрудничал с киностудией и писал русские тексты песен всех дублируемых там фильмов. Поэт рассчитывал, что его песня прозвучит в картине. Тем более сам Марк Бернес высоко оценил творчество Евгения Аграновича и очень хотел исполнить песню в кадре. Однако руководство киностудии песню “завернуло”. После отказа руководства киностудии песня осталась у Е. Агнановича и повторила судьбу “пропащего сына Родины” - почти 15 лет она “гуляла” по магнитофонным записям и в среде киношников. Если бы не один случай, мы бы и не узнали о песне “Я в весеннем лесу”. В начале 60-х годов режиссёр Вениамин Дорман снимал музыкальную комедию “Приезжайте на Байкал” (1965). Во время съёмок пошёл дождь и съемочная группа спряталась в бане. От скуки стали петь под гитару. И когда одна из актрис спела “Я в весеннем лесу”, Дорман вскрикнул: “Где взяла слова? Кто автор? Это же песня для моего следующего фильма!”. К счастью, автор песни - Евгений Агранович - был в составе съёмочной группы. Так песня, не подошедшая для одного шпионского детектива, прозвучала почти через 15 лет в другом. После премьеры фильма “Ошибки резидента”, песню о судьбе “одного из пропавших сыновей Родины-матери” пел весь Советский Союз. И на утро Евгений Агранович… не проснулся знаменитым. Более того, вся слава и народная любовь достались Михаилу Ножкину, исполнившему “Я в весеннем лесу” кадре. Почти как в песни: “Был я смел и удачлив, а счастья не знал”. В фильме “Ошибка резидента” Михаил Ножкин исполняет две песни: “А на кладбище всё спокойненько” и “Я в весеннем лесу пил берёзовый сок”. Первую песню написал Ножкин (хотя многие посчитали, что это песня Владимира Высоцкого), а вторую - Агранович.Чтобы не писать лишний текст в титрах или ещё по каким-либо причинам, руководство картины распорядилось указать авторство обеих песен одной строкой: “Песни Е. Аграновича и М. Ножкина”. Понимай как хочешь: то ли обе песни написаны совместно Аграновичем и Ножкиным, то ли какая-то песня написана в соавторстве, то ли у каждой песни свой автор. Агранович просил указать своё авторство отдельным титром, но от него отмахнулись как от назойливой мухи - на киностудии авторов обеих песен знают, гонорар им выплатили, а зрители всё равно титры читать не будут. Читали ли зрители фильма титры, но в любом случае это им не помогло бы. Поэтому обе песни приписали исполнителю, то есть Михаилу Ножкину. Евгений Агранович пытался восстановить справедливость. В 1972 году он издал сборник своих стихов под названием “Я в весеннем лесу”, а перед текстом песни написал: “Слова и мелодия Е. Аграновича”. На встречах со зрителями пояснял, что песню написал он один - и музыку, и стихи. Сегодня хочется отдать дань памяти талантливому человеку Евгению Аграновичу. Пусть все, кто любит и поёт песню “Я в весеннем лесу”, вспомнят об Евгении Даниловиче. Обычно мы мало интересуемся авторами песен. А ведь они вкладывают душу в написание стихов и музыки, но любовь слушателей почти всегда достаётся исполнителям.

Условные обозначения

Показать


I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный (1 ), средний (2 ), безымянный (3 ), мизинец (4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «Я В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ ПИЛ БЕРЕЗОВЫЙ СОК». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Чтобы воспользоваться справочником «Бой + Перебор», включите поддержку flash и javascript в браузере.

ПЕСНЯ «Я В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ ПИЛ БЕРЕЗОВЫЙ СОК». ТЕКСТ



И носило меня, как осенний листок.
Я менял города, я менял имена.
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахли цветы, не блестела луна.

И окурки я за борт бросал в океан,
Проклиная красу островов и морей,
И бразильских лесов малярийный туман,
Темноту кабаков и тоску лагерей.

Зачеркнуть бы всю жизнь и сначала начать,
Полететь бы опять к певунье своей…
Да узнает ли старая Родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей?

Я в весеннем лесу пил берёзовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал…
Что имел - потерял, что любил - не сберег.
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.

ПЕСНЯ «Я В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ ПИЛ БЕРЕЗОВЫЙ СОК». АВТОР

Советский поэт Евгений Данилович Агранович (1918-2010)

ЕВГЕНИЙ АГРАНОВИЧ

Российский советский кинодраматург, сценарист, прозаик и поэт Евгений Данилович Агранович (1918-2010) родился 13 октября 1918 года в Орле. В 1930-е годы поэт переехал в Москву, где поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, который, в связи с началом войны, он окончил лишь в 1948-м году. С началом Великой Отечественной Агранович ушёл добровольцем на фронт, где с 1941-го года воевал в составе 10-й армии Западного фронта (сотрудник фронтовой газеты «Бей врага») и 49-й армии 2-го Белорусского фронта (сотрудник дивизионной газеты 385-й стрелковой дивизии «За Сталина»). Войну Евгений Данилович закончил в звании старшего лейтенанта. В послевоенное время Агранович работал журналистом в газете ОСОАВИАХИМа, на Киностудии им. М. Горького и сценаристом в «Союзмультфильме». Творческий путь Евгения Даниловича начался ещё в Орле, где он написал свои первые стихи, однако собственные стихи, положенные на музыку, т.е песни, начинают появляться с 1938-го года. Среди довоенных песен следует назвать такие как «Одесса-мама» (в соавторстве с Б. Смоленским, 1938) и «Солдат из Алабамы» (1939). Во время войны получили широкую известность песни «Пыль» (1941) и «Лина» (1942). В послевоенное время Евгением Аграновичем были созданы многие замечательные песни, самые известные из которых - «Вечный огонь» («От героев былых времён…», музыка Р. М. Хозака, 1970) из кинофильма «Офицеры» режиссёра Владимира Рогового и «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» из кинофильма «Ошибка резидента» (1968) режиссёра Вениамина Дормана. Писал Евгений Данилович и детские произведения. Среди его работ для детей следует назвать тексты песен для мультфильмов «Петя и Красная Шапочка» (1958), «Мурзилка на спутнике» (1960), «На краю тайны» (1964), «Василёк» (1973), песни для детского фильма «Тайна железной двери» (1970), а также цикл радиопьес для детей «Школа вежливых наук» (1989). Для взрослых любителей мультипликации им были созданы тексты для дублированного мультипликационного фильма «Сотворение мира», поставленного в Чехословакии по рисункам Жана Эффеля (1957). Особое место в творчестве Аграновича занимает художественный перевод, которым поэт занимался на московской киностудии имени М. Горького. Перу Евгения Даниловича принадлежат переводы песен из таких популярных в своё время фильмов 1950-60-х годов, как «Бродяга» (1951) с Радж Капуром, «Возраст любви» (1953) с Лолитой Торрес, «Уличная серенада» (1953), «Жених для Лауры» (1955), «Привидения в замке Шпессарт» (1960), «Мария, Мирабела» (1982) и многих других, всего более 150-ти. К числу работ Аграновича-сценариста принадлежат серии мультфильмов «Отважный Робин Гуд» (1970), «Наш друг Пишичитай» (1978-1980), «Про белую розу, которая умела краснеть» (1982), «Добрый лес» (1983) и многих другие, всего около 30-ти. Евгений Данилович Агранович был награждён медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией», Орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны 2-й степени. Скончался поэт в Москве 29 января 2010 года. Похоронен на Востряковском кладбище.

ПЕСНЯ «Я В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ ПИЛ БЕРЕЗОВЫЙ СОК». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Когда мне случается исполнять песню «Я в весеннем лесу пил березовый сок» в дружеской компании, бывает весьма небезынтересно понаблюдать за реакцией слушателей. Те, кому песня знакома, начинают в полголоса подпевать, а те, которые слышат её впервые, раскрывают от удивления глаза (мол, встречается же ещё в нашем попсовом мире такая сногсшибательная лирика!), а потом неизменно следует вопрос: «Кто автор? Есенин?» И приходится разочаровывать, говоря, что Сергей Александрович Есенин не имеет к этой песне никакого отношения, а написана она много лет спутя после его смерти совсем другим человеком - Евгением Даниловичем Аграновичем. Впрочем, обо всём по порядку.

ПЕСНЯ ДЛЯ УГОЛОВНИКА

Советский актёр кино и исполнитель эстрадных песен Марк Наумович Бернес (Нейман) (1911-1969)

Наша история начинается в далёком 1954-м году, когда на киностудии имени М. Горького проходили съёмки кинофильма «Ночной патруль», одну из главных ролей в котором исполнил Марк Бернес - популярный советский актёр и исполнитель песен. По сценарию советскому шансонье предстояло воплотить непростой образ - человека с уголовным прошлым, «менявшего города, менявшего имена» (Павел Васильевич Обручев, вор-рецедивист по кличке «Огонёк», матрос Майкл Рестон), который возвращается на свою родину СССР, «надышавшись пылью заморских дорог». Само собой разумеется, без песни художественная характеристика такого персонажа была бы неполной. И Евгений Агранович решил предложить в качестве таковой «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок», тем более что она не только идеально подходила под сюжет и образ главного героя, но и понравилась Марку Бернесу, который захотел исполнить её в кадре.

Но, как это часто происходит, своё веское слово сказало высокое начальство.

К этому времени на счету Аграновича числилось немало творческих успехов: работа переводчиком в фильмах «Бродяга» (1951) с Радж Капуром и «Возраст любви» (1953) с Лолитой Торрес в главных ролях; однако одно дело - переводчик, другое - профессиональный поэт или композитор. Подобным образом нередко рассуждали чиновники от искусства в Советском Союзе. И песню «забраковали». А кинофильм вышел в свет в 1957-м году с другой песней - «Песней о Родине» композитора Андрея Эшпая на стихи популярного в то время поэта-песенника Льва Ошанина .

К слову сказать, после выхода картины на широкий экран «Песня о Родине» не произвела на зрителей какого-либо впечатления, да и сейчас её вряд ли кто-либо помнит, а вот произведение Аграновича, как говорится, «пошло в народ», став одним из «хитов» дружеских вечеринок и магнитофонных записей. Сам Евгений Данилович не раз вспоминал этот эпизод своей биографии.

В нашем консервативном кинематографе, если вы один раз удачно сыграли бандита, то будете играть бандитов до седых волос, я же монопольно 12 лет делал русский текст песен всех дублируемых картин. Куплеты из «Возраста любви» с Лолитой Торрес, из «Бродяги» с Раджем Капуром - все мои. Вся страна пела. Когда же дирекции сообщили, что переводчик стихов Женька Агранович написал песню, то они очень удивились. Вместо меня одного на эту работу пригласили известного композитора и, пожалуй, лучшего в те годы поэта-песенника. Сочинили. Марк Бернес ее спел. Эта песня забывалась сразу после того, как она прозвучала. А мою песню, которая в фильм не пошла, я привычно пустил по магнитофонам и компаниям.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ

Советский кинорежиссёр Вениамин Давыдович Дорман (1927-1988)

Трудно сказать, как бы сложилась судьба песни, если бы в дело не вмешался случай.

В начале 1960-х годов режиссёр Вениамин Дорман приступил к работе над музыкальной комедией «Приезжайте на Байкал». Само собой разумеется, натурные съёмки проходили на знаменитом озере. А в один из дней, когда внезапно пошёл проливной дождь, съёмочная группа была вынуждена укрыться в нетопленой бане. Принесли гитару, и одна из актрис запела «Я в весеннем лесу…» Но потом произошло нечто неожиданное. Услышав песню, режиссёр не смог сдержать своего волнения:

И все посмотрели на Аграновича, который оказался в составе съёмочной группы.

ОШИБКА РЕЗИДЕНТА

Следующий фильм Вениамина Дормана назывался «Ошибка резидента», который вышел на экраны в 1968-м году. За ним последовали ещё три части, во второй из которых - «Возвращение Бекаса» - впервые и прозвучала песня «Я в весеннем лесу пил березовый сок». В фильме её спел один из героев - беглый вор-рецидивист Матвеев по кличке «Бекас», он же офицер контрразведки КГБ СССР Павел Синицын, которого сыграл Михаил Ножкин. По сюжету песня адресована другому герою фильма - резиденту западной разведки в СССР Михаилу Тульеву в исполнении известного советского и российского актёра Георгия Жжёнова. И это не случайно. Ведь персонаж Жжёнова не простой шпион, а сын белоэмигрантов, граф, живущий в постоянной тоске по утраченной родине и в надежде наконец обрести её. И песня помогла сделать его образ объёмнее, дать лирическую характеристику внутреннего монолога Тульева, заслуженно получив не только «официальное» признание, но и любовь миллионов зрителей.

ДОКАЖИТЕ, ЧТО ЭТУ ПЕСНЮ НАПИСАЛИ ВЫ!

Сборник туристских песен «Шагай с нами рядом», в котором впервые была опубликована песня Евгения Аграновича «Я в весеннем лесу пил березовый сок» (1972)

Хотя в титрах фильма в качества авторов песенных текстов были указаны и Агранович, и Ножкин, написавший для фильма другую песню - «А на кладбище все спокойненько», а в 1972-м году вышел в свет сборник туристских песен «Шагай с нами рядом», где в качестве автора песни «Я в весеннем лесу...» был указан один Агранович, народная молва упорно приписывала авторство Михаилу Ножкину. Вот что рассказал об этом в одном из интервью сам Евгений Данилович.

Меня пригласили на одну утреннюю телевизионную программу, попросили спеть эту песню. Потом мне аплодировали все, кто присутствовал в студии: и осветители, и звукорежиссеры, и те, кто дожидались своей очереди на съемку. Я этому был, конечно, ужасно рад и стал просить разрешения у ведущей спеть что-нибудь другое. И она мне уже почти разрешает, только говорит: «У нас сейчас будет детективчик». Потом я понял, что она ждала вопроса от слушателей, но вышла техническая неполадка, и связи не было. Я спел еще одну песню. И тут вдруг в эфир прорывается раздраженный женский голос. Какая-то дама говорит, что с детства знает песню «Я в весеннем лесу», и поэтому просит доказать, что эту песню написал я, а не Михаил Ножкин. Совершенно не обращая внимания на раздраженный тон, я объясняю, что песня была написана в 1954 году на киностудии Горького для кинофильма «Ночной патруль», что эту песню должен был исполнять Марк Бернес, которому она нравилась, но дирекция студии по каким-то своим соображениям решила песню в фильм не давать. Но, поскольку песню в кинофильм не взяли и она осталась у меня, я стал петь ее в разных компаниях, люди ее сразу подхватили. Потом песню решено было использовать в фильме «Ошибка резидента». Но вот что получилось: в картине есть две песни: «А на кладбище все спокойненько», сочиненная Ножкиным, и вторая - моя, что я и просил указать отдельным титром. Но в дирекции сказали, что в юридическом отделе студии известно, какая из песен кому принадлежит и что на этот случай есть договоры с авторами. Поэтому в титрах было написано: «Песни Е. Аграновича и М. Ножкина». У людей могло сложиться впечатление, что мы с Ножкиным сели и вдвоем написали обе песни. Но это бы еще ладно - дело в том, что, выступая в концертах, Ножкин ни разу не упомянул, что эта песня принадлежит мне. В 1972 году я издал сборник своих стихов, которые так и назвал «Я в весеннем лесу», а перед этим стихотворением поместил специальный заголовок: «Слова и мелодия Е. Аграновича». Вы же понимаете, если бы я себе приписал его стихи, давно поднялся бы большой скандал.

ТОТ, КТО БЫЛ СМЕЛ И УДАЧЛИВ

Советский актёр Георгий Жжёнов (1915-2005) в роли западного разведчика Михаила Тульева

Как известно, никакого скандала не было, сейчас авторство песни ни у кого не вызывает сомнений, но кое-какие вопросы всё-таки остались.

О ком эта песня? Кто её лирический герой?

Сам Евгений Агранович отвечал на них подобным образом:

Идея такой песни в моей голове и душе носилась еще с фронта. Просто ее воплощение я все откладывал. Неохота было в стол работать. Меня, например, спрашивали: «Вот ты пишешь от первого лица. Неужели ты видел «бразильских болот малярийный туман»? Я «бразильских болот малярийный туман», конечно, не видел. Зато видел людей, которые оттуда возвращались. И разговаривал с ними. Ведь в войсках Рокоссовского, где я служил, никакой СМЕРШ не мог запретить ставить «перемещенных лиц» в строй, чтобы и у них был шанс искупить в боях свою вину.

Казалось бы, всё ясно. Перемещенные лица - лица, «насильственно вывезенные в ходе второй мировой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий для использования на различного рода работах», отказавшиеся или согласившиеся возвращаться в Советский Союз, где многих из них ждали репрессии. Но давайте повнимательнее посмотрим на текст песни. От лица кого она поётся? Человека, который был не только смел, но и УДАЧЛИВ. А УДАЧА как-то плохо ассоциируется с оккупацией, подневольным трудом на вражеской территории и исправительным учреждением.

Как мне представляется, образ здесь намного шире. Лирический герой этой песни, наверное, потерял не свободу, материальные блага или положение в обществе, а то единственное пространство, в котором (и ни в каком более) он мог существовать, чувство утраты которого и называется «тоской по родине». И если это чувство удаётся описать в лирическом тесте, то такому произведению суждена долгая жизнь.

Так и получилось с песней «Я в весеннем лесу», которую поют такие разные исполнители, как Михаил Ножкин, Аркадий Северный, Михаил Шуфутинский, Слава Медяник, Александр Орехов, Евгений Дятлов, Ренат Ибрагимов, Александр Малинин, Олег Скрипка, Александр Маршал, группа «Лесоповал» и многие другие. И список их будет увеличиваться.

При подготовке данной публикации были использованы статьи
«Неизвестный автор знаменитых песен» и
«Я в весеннем лесу»

ПЕСНЯ «Я В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ ПИЛ БЕРЕЗОВЫЙ СОК». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН

КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА «ОШИБКА РЕЗИДЕНТА»

Режиссёр

В ролях : Георгий Жжёнов, Михаил Ножкин, Олег Жаков, Ефим Копелян, Николай Прокопович, Элла Шашкова и другие

Евгений Агранович

Песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» в исполнении Михаила Ножкина

Я в весеннем лесу пил березовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал...
Что имел - потерял, что любил — не сберег,
Был я смел и удачлив, а счастья не знал.

И носило меня, как осенний листок.
Я менял города и менял имена.
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахли цветы, не блестела луна.

И окурки я за борт бросал в океан,
Проклинал красоту островов и морей,
И бразильских болот малярийный туман,
И вино кабаков, и тоску лагерей...

Зачеркнуть бы всю жизнь и сначала начать,
Прилететь к ненаглядной певунье моей!
Да вот только узнает ли Родина-мать
Одного из пропавших своих сыновей?

Я в весеннем лесу пил березовый сок...

Евгений Данилович родился 13 октября 1918 года в Орле. При последующем составлении документов дата была записана как 14 ноября 1919 года, и эта версия, как правило, указывался в разных документах и изданиях как официальная дата.

С 1938 года Агранович сочиняет песни на собственные стихи. Во время войны пошёл на фронт, где продолжал сочинять стихи и песни. Некоторые из его песен тех лет, как и написанных впоследствии, получили анонимное распространение и фактически стали народными.

После войны окончил Литературный институт им. Горького (1948). После получения диплома работал журналистом в газете ОСОАВИАХИМа, где писал статьи о событиях в воинских частях по заданию редакции.

После работал по договору на киностудии им. Горького, писал сценарии для «Союзмультфильма».


К сожалению, интернет оказался не богат на сведения об этом несомненно интересном и талантливом человеке.
И смею представить вашему вниманию интервью Евгения Даниловича, которое он дал Игорю Бедерову ("Новая газета").

- И ногда мне становится тошно. А в голову лезут мысли, что я жалкий неудачник и не состоялся как личность, — говорит художник и поэт Евгений Агранович. — Но в эту трудную минуту я знаю, что мне вспомнить. Политехнический музей. 6 декабря 2001 года. Я стою на сцене, с которой читали Пастернак, Маяковский, Есенин. Только что спел свою песню из фильма «Офицеры». Ведущий объявляет, что сегодня 60 лет нашему контрнаступлению под Москвой, где у меня было боевое крещение. Откидные кресла гремят, как залп. Зал встает. И какие, скажите, мне после этого, к чертовой матери, нужны «Мерседесы»?!

М ы стоим посреди музея миниатюрных резных скульптур, в который десятилетиями превращалась его однокомнатная квартирка на самом верхнем этаже дома-башни. У Евгения Даниловича Аграновича глаза знающего войну и мир человека. Это наша вторая встреча.
Первая была в лесу. Год назад Аграновича пригласили на слет любителей авторской песни. Толпа ряженных в рваные тельняшки и вытертые штормовки почтительно обтекала его прямую фигуру. А он посреди этого потока возвышался в безукоризненной белоснежной паре с усталым достоинством знатного путешественника, который решил скоротать время до вечернего приема у английской королевы.
Впрочем, свадебным лордом в палаточном городке Агранович не был. Темпераменту и артистизму, с которыми он выступал на сцене между трех сосен, и молодые могли позавидовать. Хотя публично выступать он начал в том возрасте, когда, по его же словам, «у старикашки всегда существует соблазн лечь на диван и спокойно дожидаться кремации».

С амоирония — надежное оружие Аграновича. Главным образом щит.
До войны у студента Литинститута Жени Аграновича такой, как сегодня, потребности в щите не было.
— Я тогда некоторым образом нравился всем, — вспоминает Евгений Данилович. — В институте меня сразу полюбили. Ребята избрали старостой курса. Но уже после первого года все мои друзья-сокурсники что-то да напечатали. Ни единой строчки у Данилыча вашего не было. В печати. А вот по Москве ходило.
Юный друг Аграновича Борис Смоленский, который тогда бредил штормами и парусами, написал первые четыре строчки морской песни. Дальше не знал куда повернуть. Продолжил Агранович. Так появилась знаменитая «Одесса-мама», которая моментально обросла популярностью и легендами. Агранович и Смоленский на официальной регистрации своего творения не настаивали.
— Я не предлагал ее даже в газету. — Агранович снова с головой уходит в то время, когда еще жив был его соавтор, погибший на Карельском фронте. — Хотя прямой контры в ней не было никакой. Но способность смеяться по-своему уже являлась контрой. Чего стоит, например, строчка «А Сашка Пушкин тем и знаменит, что здесь он вспомнил чудного мгновенья». Ну кто мог в те времена назвать канонизированного официальной пропагандой Пушкина Сашкой? Или даже ироническое упоминание Бабеля, чье имя старались вообще не произносить. К тому моменту, когда песня ходила по компаниям с гитарами и без гитар, вся Москва знала, что он арестован и расстрелян.

П ервое международное признание, тоже неофициальное и анонимное, Евгений Агранович получил на фронте. Правда, случилось это только в 1945 году. А в 1941-м рядовой сформированного из студентов-добровольцев истребительного батальона, ротный запевала Агранович выполнял приказ батальонного комиссара: отступающим подразделениям нужна была строевая песня.
— Что петь? — И сегодня тот давний вопрос Аграновича звучит как «гамлетовский». — «Если завтра война, если завтра в поход»? «Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин»? Глупо и неприлично. Мы же отступали. И я использовал перевод из Киплинга: «Пыль, пыль, пыль, пыль от шагающих сапог. Отпуска нет на войне». Эти слова через день пел весь батальон.
Под шарканье армейских сапог рождались новые строчки. Песню Киплинга и Аграновича запела вначале дивизия, потом армия. Отдельные куплеты долетали и до других фронтов Великой Отечественной. Во время встречи с союзниками на Эльбе американцы, которые недолюбливали англичан и понятия не имели, кто такой Киплинг, тоже запели русскую строевую песню. По-английски она звучала так же ритмично, как и по-русски. Лет через двадцать пять после той весны Агранович по одному из «Голосов» сквозь треск глушилок снова услышал знакомые киплинговские строчки в обрамлении сочиненной им мелодии.

(Скульптура "Ненаглядная")

С вою самую знаменитую песню Евгений Агранович написал на заказ.
— После войны я все-таки окончил Литинститут, — снова вспоминает Агранович. — Работал корреспондентом в одной скромной редакции. Много ездил в командировки. Писал большими полосами. Но однажды что-то сострил в курилке по поводу борьбы с космополитизмом. Моментально настучали, в компании нашелся дятел. Из газеты вылетел с треском. Хорошо, что хоть на улицу, а не на лесоповал. Так я оказался на киностудии имени Горького в дубляжном цехе. Моя должность называлась «автор русского текста песен дублируемых картин». До меня там работал Михаил Аркадьевич Светлов. Он полученный по договору аванс употребил на очень хороший пятизвездочный коньяк. Аванс вернуть не смог, а писать сценарий отказался наотрез. И его посадили. В тот же самый дубляжный цех. Он довольно грамотно и пристойно субтитры эти переводил. Как только сумма заработка сравнялась с его долгом, он, буквально на той же строке, встал, откланялся и удалился. Я же для студии был такой находкой, как и они для меня. Высовываться же мне было никак нельзя. И так еле-еле выскочил.
К 1954 году Евгений Агранович уже обжил павильоны на киностудии имени Горького основательно. И режиссер, который снимал шпионский детектив «Ночной патруль» с Марком Бернесом в главной роли, заказал песню для героя Марка Бернеса. Бернес рвался ее исполнить в кадре. Но руководство киностудии знаменитую сегодня «Я в весеннем лесу пил березовый сок…» не приняло.
— В нашем консервативном кинематографе, если вы один раз удачно сыграли бандита, то будете играть бандитов до седых волос, — опять иронизирует Евгений Данилович. — Я же монопольно 12 лет делал русский текст песен всех дублируемых картин. Куплеты из «Возраста любви» с Лолитой Торрес, из «Бродяги» с Раджем Капуром — все мои. Вся страна пела. Когда же дирекции сообщили, что переводчик стихов Женька Агранович написал песню, то они очень удивились. Вместо меня одного на эту работу пригласили известного композитора и, пожалуй, лучшего в те годы поэта-песенника. Сочинили. Марк Бернес ее спел. Эта песня забывалась сразу после того, как она прозвучала. А мою песню, которая в фильм не пошла, я привычно пустил по магнитофонам и компаниям.
— Неужели слова о ненаглядной певунье, с которой посчастливилось ночевать в стогу, придумываются на заказ? — спрашиваю я. — «И вино кабаков, и тоску лагерей…» — такое разве на заказ пишется?
— Идея такой песни в моей голове и душе носилась еще с фронта, — объясняет Агранович. — Просто ее воплощение я все откладывал. Неохота было в стол работать. Меня, например, спрашивали: «Вот ты пишешь от первого лица. Неужели ты видел «бразильских болот малярийный туман»? Я «бразильских болот малярийный туман», конечно, не видел. Зато видел людей, которые оттуда возвращались. И разговаривал с ними. Ведь в войсках Рокоссовского, где я служил, никакой СМЕРШ не мог запретить ставить «перемещенных лиц» в строй, чтобы и у них был шанс искупить в боях свою вину.
Песня «перемещенных лиц», как называл ее в те годы автор, вышла из полуподполья неожиданно. Лет через пятнадцать после создания. На Байкале. Во время дождя, который вынудил съемочную группу укрыться в нетопленой бане. Под рукой оказалась гитара. Когда одна из актрис спела «Я в весеннем лесу…», режиссер Вениамин Дорман чуть ли не до потолка подпрыгнул: «Где взять слова? Кто автор? Это же песня для моего следующего фильма». И услышал в ответ: «Не психуй. Автор перед тобой». И все посмотрели на Аграновича.
После того как на экраны вышел приключенческий фильм «Ошибка резидента», о судьбе одного из пропавших сыновей Родины-матери пела уже вся страна.
Имя Евгения Аграновича попало даже в титры. Но песню быстро стали приписывать известному актеру, который исполнил ее в кадре. Авторство Евгения Аграновича никто, конечно, не отрицал. Его просто замалчивали.
— Это я первые этапы проходил легко. Как дело доходило до подписи какого-то ответственного лица, то получалось, что я не такой, как все. — «Не такой, как все» произносится с ударением. — Что меня очень раздражает в жизни, так это растиражированная безнравственность. Как-то я узнал о том, как китобойная флотилия китов ловит. Бионики смоделировали китовый SOS. Киты на этот звук бросаются на помощь. Спасать своих собратьев. И их при этом с удовольствием убивают. Добывают китов на таком подлом приеме. Мне этот способ показался свинством. Человек не должен до этого опускаться. Я написал об этом резкое стихотворение. «Новый мир» его даже набрал. Потом набор рассыпали. Видно, почувствовали, что я вторгся в такую область, куда мы, литераторы, вторгаться не должны.
— Поэтому вы стали делать скульптуры? — предположил я.
— Да, это последствия работы в кинематографе. Я написал множество сценариев. Режиссер принимает. Выходим на худсовет. И вдруг там начинают пропускать через мясорубку в обе стороны. Потом смешивать с разными второстепенными веществами и утапливать. Что делает мой коллега-приятель в этом случае? Чтобы сердце не отказало, он хватается за рюмку. Я хватаюсь за резец. Руки заняты. Радуешься придуманному. И через некоторое время ко мне возвращается достоинство. Это все-таки произведение искусства. Стоит ли оно в Лувре или у вас на подоконнике.

(Скульптура "Возвращение весной")

Агранович подводит меня к одной из композиций «Девочка провожает лебедей». В этой работе, как, впрочем, и в других, смысл кроется именно в деталях — опухшем от слез лице и очень выразительной руке. Лебеди вырезаны из оленьего рога.
— Человечество держит в руке олений рог примерно 40 тысяч лет. — В голосе Евгения Даниловича, еще пару минут назад жестком и задиристом, снова чувствуется теплота. — Использовали рог как рукоятку для оружия или как вешалку для одежды. И никому не приходило в голову, что из оленьего рога, например, можно воспроизвести кисти рук пианиста-виртуоза Вана Клиберна. Мне страшно нравится очень хороший природный материал: самшит, красное дерево, олений рог. Мамонтовая кость, например, позволяет очень тонко делать зрачок, ресницы. Я могу добиться определенного выражения глаз. На благородный материал времени не жалко. Я пробовал делать из легкого материала. Из липы, например. И что? Что-нибудь да треснет. А с самшитом ничего не случится. Корабельный вал на яхте из самшита делают.
За самшитовыми корнями Евгений Данилович лазил в ущелье под Гагрой. Зачастую пилил тот самый сук, на котором висел над обрывом. В Калифорнии он не был, но обрезки секвойи — калифорнийской сосны — выменял на водку у рабочих в Никитском ботаническом саду. Циничные таможенники крутили пальцем у виска, когда Агранович предъявлял им на таможне неошкуренное полено: мол, в Россию и с дровами. Они и представить не могли, что получится из этих дров.

- М еня всю жизнь считали невезучим. Скромные сборники моих стихов и рассказов вышли только в 90-е. — Евгений Данилович на секунду переводит дух, после мгновенной паузы следует еще более яростное продолжение. — По большому счету поэт без книг, художник без выставок, сценарист без полнометражных фильмов. И меня пытались учить, как все-таки надо жить. Чтобы холодильник был холодильнее, магнитофон магнитофоннее, а уж автомобиль — настолько автомобильнее, что автомобильнее и некуда. А я радуюсь своим находкам. Это не каждому дано. Когда я придумал оборванца, играющего на лучах солнца, как на гигантских струнах, и сумел это зарисовать, а потом увидел это напечатанным в книге, то радости испытал, поверьте мне, гораздо больше, чем при покупке дубленки.
В эту минуту Евгений Данилович Агранович напоминает одну из своих работ. Она называется «Мальчик, снимающий маску старости».

(Скульптура "Пастернак")

Наиболее известные песни

Солдат из Алабамы

Пыль (первые 4 строфы по стихам Р. Киплинга в переводе А. Оношкевич-Яцыны, 1941—1943)

«Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» (1956)

Песня парашютистов (из кинофильма «Прыжок на заре»)

«Скользит тропа среди камней»

Последний рыцарь на Арбате

Малюсенький моллюск

Сабля-любовь («Любовь стараясь удержать») (конец 1950-х)

Вечный огонь («От героев былых времён», музыка Р. Хо́зака)

Лебединая песня (1991)

Фильмография

1959 Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва, текст песен

1961 Дорогая копейка, сценарист

1961 Заокеанский репортёр, сценарист

1961 Окна сатиры, сценарист

1962 Небесная история, сценарист

1962 Проболтали («Фитиль» № 12), сценарист

1964 Можно и нельзя, сценарист

1965 Ваше здоровье!, сценарист

1969 Фальшивая нота, сценарист

1970 Отважный Робин Гуд, сценарист

1973 Здоровье начинается дома, сценарист

1973 Митя и микробус, сценарист

1974 Есть у меня друг, сценарист

1976 Будь здоров зелёный лес!, сценарист

1976 Шкатулка с секретом, сценарист

1978 Наш друг Пишичитай (Выпуск 1) (1978), сценарист

1979 Наш друг Пишичитай (Выпуск 2) (1979), сценарист

1980 Наш друг Пишичитай (Выпуск 3) (1980), сценарист

1980 Медвежонок Будхуз (Самое вкусное), сценарист, автор текста

1981 Сказка на колёсах, сценарист

1982 Про белую розу, которая умела краснеть, сценарист

1983 Весёлая карусель № 13. Мышонок и кошка, сценарист

1983 Весёлая карусель № 15. Все для всех, сценарист

1983 Мышонок и кошка, сценарист

1984 Не опоздал, сценарист

1984 Солдатская лампа, сценарист

1986 Ветка клёна, сценарист

1986 Снежная сказка, сценарист

P.S. Песня " Я в весеннем лесу..." лично у меня ассоциируется с образом молодой Марной Влади из фильма "Колдунья". Именно поэтому ее фотография на заглавной странице.

(автор музыки и слов - Евгений Агранович)
Am E7

E7 A7 Dm

Dm6 E7 G#dim Am

Dm6 D#dim E7

Dm E7 Am
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.

И носило меня, как осенний листок.
Я менял города, я менял имена.
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахли цветы, не светила луна.

И окурки я за борт швырял в океан,
Проклинал красоту островов и морей
И бразильских болот малярийный туман,
И вино кабаков, и тоску лагерей.

Зачеркнуть бы всю жизнь да с начала начать,
Полететь к ненаглядной певунье своей.
Да вот только узнает ли Родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей?

Я в весеннем лесу пил березовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал,
Что имел не сберег, что любил - потерял.
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.

Перевод текста песни Александр Орехов - Я в весеннем лесу пил березовый сок

(music & words - Evgeny Agranovich)
Am E7
E7 A7 Dm
Dm6 E7 G#dim Am
Dm6 D#dim E7
Dm E7 Am
I was brave and lucky but I didn"t know happiness.

And I was, like an autumn leaf.
I changed cities, I changed the names.
I breathed the dust of the overseas roads,
Where the flowers did not smell, not the moon.

Butts and I overboard threw into the ocean
Cursed beauty of the Islands and seas
Brazilian swamps and malarial fog,
And wine taverns, and anguish camps.

Cross out all the Yes from the beginning to start,
To fly to their beloved singer.
But find out whether the Motherland
One of the lost sons?

I drank in the spring forest birch SAP,
With my beloved songbird in a haystack slept,
He had not saved that loved is lost.
I was brave and lucky but I didn"t know happiness.

Многие считают песню «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» народной, по крайней мере, творением анонима, однако она имеет вполне конкретного автора и появилась на свет относительно недавно.

Песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Автор

Российский советский сценарист и поэт Евгений Данилович Агранович (1918-2010)

Автор песни «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» - российский советский сценарист и поэт Евгений Данилович Агранович (1918-2010) - родился 13 октября 1918 года в Орле. С началом Великой Отечественной ушёл добровольцем на фронт, после войны окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1948), работал журналистом в газете ОСОАВИАХИМа, на Киностудии им. М. Горького и сценаристом в «Союзмультфильме». Песни на собственные стихи начал сочинять с 1938 года, впоследствии создав такие известные песни, как «Последний рыцарь на Арбате», «Песня парашютистов» (из кинофильма «Прыжок на заре»), «Скользит тропа среди камней», «Одесса-мама» (в соавторстве с Б. Смоленским), «Солдат из Алабамы» и самую знаменитую - «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Песня была написана в 1954 году для кинофильма «Ночной патруль» (не вошла в фильм). Позже она прозвучала в кинофильме «Ошибка резидента» (1968) режиссёра Вениамина Дормана в исполнении Михаила Ножкина.

Песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Текст




И носило меня, как осенний листок.
Я менял города, я менял имена.
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахли цветы, не блестела луна.

И окурки я за борт бросал в океан,
Проклиная красу островов и морей,
И бразильских лесов малярийный туман,
Темноту кабаков и тоску лагерей.

Зачеркнуть бы всю жизнь и сначала начать,
Полететь бы опять к певунье своей…
Да узнает ли старая Родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей?

Я в весеннем лесу пил берёзовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал…
Что имел - потерял, что любил - не сберег.
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.
1956

Песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Слушать онлайн

Кадры из фильма «Ошибка резидента» (1968). Песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Исполняет Михаил Ножкин

Статьи по теме: