Что такое JavaScript? Что можно делать с помощью JavaScript? Что написать на javascript.

В интернете миллионы веб-страниц, размещенных на сайтах, которые служат разным целям. Некоторые из них привлекательные, а другие нет.

Те, которые хорошо выглядят, просты в использовании, и достаточно интерактивные, могут вовлечь вас надолго, это те сайты где используется JavaScript. Для чего же он нужен? Давайте выясним.

Это мультипарадигмальный язык, который означает, что он поддерживает объектно-ориентированное, функциональное и императивное программирование. Хотя его название наводит на ассоциации с Java, его синтаксис является производным от языка Си.

Большинство веб-страниц построены в формате HTML-кода. Это очень простой язык, который позволяет Вам добавлять различные элементы для веб-страницы, что делает ее привлекательной и повышает ее читабельность. HTML-код позволяет использовать встроенные изображения, цвета и базовые анимации для веб-страниц, повышая тем самым их внешний вид. Использование CSS (Каскадные таблицы стилей), обеспечивает большую гибкость и уменьшает общий объем кода и сложность веб-страниц. Таким образом, становится легче представить контент страницы в различных устройствах, таких как сотовые телефоны, планшеты и настольные компьютеры. JavaScript используется в основном для добавления интерактивных элементов для веб-страниц, что делает их более удобными и привлекательными. Давайте посмотрим, что он может делать и как он используется.

Что такое JavaScript?

Это язык программирования, как правило, выполняется на стороне клиента. Он используется для взаимодействия с пользователем. Он также используется в разработке игр, настольных и мобильных приложений, в создании документов pdf и виджетов рабочего стола. Веб-браузеры имеют встроенную поддержку для этого языка.

Пример 1

Первый пример довольно прост и обычно используется в пунктах меню. Если вы переместите указатель мыши на определенную ссылку или кнопку меню, он меняет цвет. Это изменение цвета на действия пользователя, может быть использована для различных визуальных эффектов, а также улучшить внешний вид веб-страницы. В приведенном ниже примере, наведите курсор на кнопку по вашему выбору и увидите как она изменяется в цвете.

Красный Зеленый Синий function color(el, color) { el.style.color = "#FFFFFF"; el.style.backgroundColor = color; } function uncolor(el) { el.style.color = "#000000"; el.style.backgroundColor = "#E6E6E6"; }

Пример 2

Это прекрасный пример события. Мне попадалось нечто подобное на нескольких веб-страницах. При нажатии кнопки, на дисплее появляется сообщение. Оно может сказать вам, что делать дальше или сообщить что-то полезное. В примере ниже при нажатии на кнопку отображается, простое сообщение.

Кнопка

Хотя JavaScript широко используется, пользователь не должен полностью зависеть от него. Он имеет определенные проблемы безопасности, так как любой желающий может дублировать код. Разные браузеры интерпретируют его по-разному согласно их механизмов рендеринга, что может привести к появлению несоответствий на дисплее. Однако, несмотря на опасения, как эти, JavaScript очень популярен и широко используется по всему интернету.

TL;DR Эта обзорная статья. Такое себе "краткое содержание предыдущих серий". Она будет полезна для новичков, или тех, кто не следил за отраслью в последнее время. Для новичков это будет первый шаг во "Вселенную JavaScript", бывалые смогут освежить свои знания.
У JavaScript очень удивительная судьба. Он преодолел путь от самого не понимаемого до самого удивительного языка. У него было тяжелое детство:
Изначально Автор хотел написать функциональный язык. Но менеджеры хотели получить, «обычный» объектно-ориентированный. И чтобы было легко искать разработчиков для новоиспеченного языка синтаксис решили сделать похожим на Java и даже название сделали похожим.
Но на этом история не заканчивается. Java, JavaScript это торговые марки Sun (а теперь Oracle). Microsoft не мог воспользоваться именем JavaScript (Netcape и Sun дружили против Microsoft). В результате Microsoft решил сделать реверс инжиниринг JavaScript и назвал его JScript. Сделали реверс инжиниринг, и сделали его настолько хорошо, что даже содрали все баги в реализации. Позже решили сделать стандарт и назвали его ECMAScript.

Bad parts Из-за того, что язык писался чуть ли не за две недели (это очень мало), в нем был допущен ряд багов. А позже, когда язык вышел и был содран Майкрософтом, уже было поздно что-то менять. Некоторые идеи - это тяжелое наследие Java, от которого взяли синтаксис языка.

Язык программирования со слабой типизацией, с ошибками в реализации, с тяжелым наследием, с особенностями функционального языка вызывает только одно ощущение - «КАК? НУ КАК?» . Постоянно пополняемый список «перлов» .

Чтобы не сойти с ума при работе с JavaScript, надо понимать, как работает слабая типизация, как работает область видимости переменных (глобальные переменные зло), как работает this, prototype и конструкторы. Также поможет jshint , чтобы избегать «плохие части» языка.

Вся эта история более подробно рассказана во второй лекции Дугласа Крокфорда . А лучше посмотреть все 8-серий . Там есть титры;).

Базовые вещи, которые нужно понять (следующие из функциональной/асинхронной природы языка) это: что такое control flow и как он помогает при работе с асинхронным языком и как работает обработка ошибок (try/catch не всегда помогают).

Все уже и сами могут сделать этот вывод, но я это скажу вслух напишу: теперь разработать веб приложение от начала и до конца можно, зная только JavaScript (html и css не в счет).

Ложка дегтя
  • NodeJS еще не дошел до версии 1, есть еще ряд не закрытых вопросов. Т. е. понятно, как написать чат на NodeJS, но как быть с большими и сложными проектами?..
  • Нет нормальных туториалов, так как технология активно развивается, и они быстро устаревают.
  • Разработка модулей происходит стихийно. Многие модули заброшены. Заходишь на Github и видишь, что последний коммит был около года назад.
  • Нет «взрослых» фреймворков. Есть «молодые» подающие надежду проекты. Но нет фреймворков уровня рельсов.

    Лирическое отступление

Скорее всего это «подростковые прыщи», которые со временем пройдут. Но пока это еще актуально.Дальше большеФронтенд разработка Наконец-то фронтенд разработка выбралась из каменного века, когда все делалось вручную. Появились инструменты для автоматизации (инструмент написанный на js специально для этих целей) и менеджер пакетов (я знаю, что это не первый менеджер, но будем надеяться, что этим будут пользоваться все). Все это собрано в кучу в проекте yeoman . Если говорить про yeoman, нельзя не упомянуть: html5-boilerplate и MV* Вместе с Ajax появились и первые «тяжеловесные» библиотеки/фреймворки: ExtJS, YUI и т. п. Но они громоздкие и неудобные. JQuery c другой стороны более легковесный и привычный, но так как это библиотека, а не фреймворк, он и не предлагает метод структуризации кода. На помощь пришел Backbone . Следом за Backbone появилось много MV* фреймвокров. О них уже рассказывали: , продолжение и . А также можно сравнить фреймворки «на практике», почитав исходники на todomvc .

Но то, что может Meteor, не может предложить ни одна другая технология: полное повторное использование кода с сервера на клиенте (или наоборот), ну и еще маленькая тележка магии (датабиндинг, клиентский хот релоад...).
Его единственное преимущество является и его минусом. Клиентский и серверный код не разрывны. Meteor не очень подходит для тех случаев, когда клиент делается с использованием другой технологии. Например, нативный мобильный или десктопный клиент.
Кстати в ближайшем конкуренте Meteor derby этот вопрос решаем. Так как они используют Express и гораздо меньше магии, то к нему можно прикрутить REST API.
Если подумать, это не первая попытка уйти от классического клиент-северного подхода. До этого был, например, GWT. Но все предыдущие попытки были менее эффектны и это был не JavaScript.

Mobile Мало того, что JS добрался до мобильных браузеров и выжил Flash, он еще претендует и на место нативных приложений. Это стало возможно благодаря

Ресурс Creative Bloq опубликовал материал, в котором его авторы поделились с читателями лучшими, на их взгляд, примерами использования JavaScript для создания сайтов. ЦП выбрал 30 самых интересных ресурсов.

1. Портфолио Майка Куса

Портфолио веб-дизайнера Майка Куса выполнено в «чистой и сдержанной манере», пишут редакторы Creative Bloq. В нём большие изображения сочетаются с простыми элементами пользовательского интерфейса.

«Я думаю о своих работах, как о бренде. Нет никакой необходимости добавлять в мой сайт лишние элементы дизайна», — говорит Кус.

В портфолио Куса одинаково легко ориентироваться на всех типах экранов — он отмечает, что добиться такого эффекта было сложнее всего. Каждый из проектов дизайнера представлен изображением или фотографией — такой, чтобы пользователю захотелось узнать о работе больше.

2. Hello Monday

Сайт креативного агентства Hello Monday претерпел значительные изменения, замечают авторы статьи. Разработчиками компании была проделана огромная работа. Им удалось сделать интерфейс дружелюбным для пользователя.

Старый сайт агентства Hello Monday

Теперь на сайте представлены примеры уже выполненных агентством заказов — у каждого проекта есть своя страница, на которой описана его история, что даёт пользователю более глубокое понимание, чем занимается Hello Monday.

Обновлённый сайт Hello Monday

«Мы пытались отойти от шаблонного представления о том, как должен выглядеть сайт креативного агентства», — рассказывает Кэти Хертел, руководитель проекта по редизайну веб-страницы Hello Monday. Авторы материала находят сайт очень привлекательным и отзывчивым, чему способствует организация проектов на главной странице: она автоматически дополняется новыми работами агентства при прокрутке вниз.

3. Multeor

Multeor — это многопользовательская онлайн-игра, написанная на JavaScript с использованием элемента canvas HTML5. Она разработана Арьеном де Врайзом и Филидором Вайзе, а спроектирована Артуром ван Хугом. Основная задача пользователя в игре — контролировать падение метеоритов, получая очки за оставленные им разрушения.

Игра использует Node.js-сервер для управления связью между настольными и мобильными устройствами с помощью WebSockets.

Вайзе акцентирует внимание на том, что при разработке Multeor не использовались уже существующие игровые библиотеки:

Мы писали всё сами — это было очень увлекательно, к тому же, мы узнали много нового. То, что мы не зависели от конкретных сборок и префабов, дало нам определённую свободу действий: не нужно было заниматься рендерингом существующей графики, обработкой коллизий и отдельно описывать систему, отвечающую за взрывы.

4. Crime Timeline

Crime Timelime — агрегатор, собирающий данные о преступности в Великобритании с помощью публичных API. Он позволяет пользователям узнать, как обстоят дела в их регионе.

«Мы организовали сайт таким образом, чтобы он показывал карту региона и места совершения преступлений — за месяц, выбранный пользователем на панели снизу», — говорит разработчик проекта Алекс Миллер.

Ресурс использует API Google Maps, для создания панели с месяцами применялись jQuery и jQRangeSlider. Когда пользователь взаимодействует с картой — например, щелкает мышкой в определенное место на ней, сайт обновляет изображение с помощью JavaScript. «Пузырьки», показывающие количество преступлений, были созданы с помощью CSS и анимированы с помощью jQuery.

На сайте Here is Today язык JavaScript использовался для создания анимации. Создатель ресурса, дизайнер Люк Твимэн, так объясняет свою идею: «Я хотел создать что-то, что дало бы каждому человеку ощущение масштаба времени. Here is Today помогает понять, насколько обширна история вселенной».

Твимэн отмечает, что он с самого начала решил отказаться от стандартных величин измерения — пикселей, и описал собственные, основываясь на размерах экрана. Это было сделано для того, чтобы сайт выглядел одинаково на всех устройствах.

Это второй проект на JavaScript, созданный дизайнером, и в нём он применил элементы, которые не использовал в предыдущем. Однако Твимэн находит в языке множество сходств с другими высокоуровневыми языками программирования, к тому же, по его словам, JavaScript имеет довольно подробную документацию, а в интернете (в том числе на тематических формах) разобрано большое количество примеров.

6. Tweetmap

Tweetmap изображает на страны на карте пропорционально количеству отправленных из них твитов. Разработчик сервиса Роб Хоукс перечисляет несколько технологий, использованных при его создании: TopoJSON, D3.js, Node.js, PhantomJS, и специальные алгоритмы построения смежных картограмм в режиме реального времени.

Мы выбрали Node.js, потому что у нас уже был опыт его использования, и потому что это простая, быстрая и гибкая платформа. Для анимации карты (в формате TopoJSON) мы используем D3 — фантастическую библиотеку для визуализации данных. В частности, мы широко применяем модуль geo, который позволяет делать сложные географические расчеты и преобразования.

Чтобы избежать проблем с представлением карт в браузере клиента, система генерирует карты на сервере с помощью D3, запускает и рендерит их с помощью движка PhantomJS, и только потом передаёт пользователю — это позволяет не создавать «дыр» при показе карт.

7. The Trip

The Trip — интерактивный фильм, созданный с помощью JavaScript и HTML5 (без использования Flash). Отто Наскарелла, создатель проекта, считает, что задача разработки подобного сервиса оказалась очень сложной:

Большинство трудностей, с которыми мы столкнулись, были связаны с тем, что HTML5 на момент написания сайта не имел средств для кросс-браузерной разработки. Тогда мы решили, что будем рекомендовать клиентам использовать Chrome.

Код сайта на JavaScript использует jQuery практически для всех задач. Разработчики также применяли TextBlur и TextDrop — для размытия и анимации текста.

8. Si Digital

Эта страница, написанная на JavaScript — новое портфолио и блог дизайнерского и маркетингового агентства Si Digital. Ведущий разработчик проекта Алекс Крук так объясняет анимацию на главной странице: «Жидкость, движущаяся по трубам, ведёт пользователей по нашему портфолио — она активирует анимацию изображений на каждом из этапов исследования сайта клиентом».

Для достижения подобного эффекта Крук применил метод jQuery.animate(). К тому же, добавляет он, нужно было правильно выбрать скорость заполнения жидкостью труб — ведь все читают с разной скоростью.

Интерактивный график на странице с описанием выполненных проектов и команды агентства, реализован с помощью jQuery. Временная шкала, по словам Крука, генерируется динамически — на основе информации из базы данных, с использованием технологии Ajax.

9. Сайт Жана Хальфстейна

Жан Хальфстейн — веб-дизайнер. В его портфолио авторов статьи больше всего привлекла главная страница — и анимация на ней. «Я действительно неплохо провёл время, пока возился с различными эффектами. Я очень люблю использовать новые технологии, так что решил сделать основную страницу своего сайта своеобразной песочницей — там я развлекаюсь с Three.js и элементом canvas HTML5», — рассказывает Хальфстейн.

Идея дизайнера заключалась в том, чтобы создать портфолио, следуя современным тенденциям — оно должно было быть минималистичным, и при этом привносить что-то свежее в дизайн сайтов. Поэтому он решил использовать управление анимацией с помощью движений мыши и перетаскивания, а не нажатий клавиш навигации.

10. Портфолио Ника Джонса

По словам Джонса, когда он разрабатывал сайт, у него было больше опыта в работе с Flash, чем с JavaScript, но ему захотелось попробовать что-нибудь новое — чтобы понять, на что он способен. «Я сразу понял, что синтаксис JavaScript почти такой же, как синтаксис ActionScript — поэтому очень скоро полностью освоился», — описывает процесс написания кода Джонс.

Джонс вспоминает, что Flash не давал ему доступа к работе с движениями мыши — это был новый опыт, который ему очень понравился. Разработчик хотел добиться такой отзывчивости сайта, которой он не мог достичь, используя переходы между классами в CSS. Джонс доволен достигнутым результатом:

Если вы собираетесь перейти с ActionScript на JavaScript, не медлите ни секунды. Делая свой сайт, я хотел понять, способен ли JavaScript на то, на что способен Flash. И я очень впечатлён.

11. MapsTD

MapsTD — онлайн-игра, суть которой заключается в обороне крепости. Крепость — это собственный дом пользователя, который он должен защищать от злодеев, неустанно бродящих по улицам района.

Создатель проекта Дункан Барклай объясняет, как это работает: «Мы использовали API Google Maps, MooTools и JavaScript. Самая сложная часть — поиск маршрута, которым будут следовать враги пользователя. Как только игрок выбрал начальную точку, сервис осуществляет поиск долготы и широты, и вычисляет возможные пути c помощью Google».

По ходу игры на экране появляется всё больше противников. Барклай рассказывает, что разработчикам пришлось «бороться» c таймингом браузеров — дело в том, что большинство из них со временем снижает частоту проверки обновлений на странице, и нужно было сделать так, чтобы этого не происходило.

Другая проблема состояла в том, что вместе с прохождением игры увеличивалось количество врагов, и снижалась производительность. В итоге разработчиками было решено повышать уровень умений злодеев, а не их число.

12. Glimpse Catalogs

Ресурс Glimpse разработан совместно командой Windows IE и проектом TheFind, и соединяет в себе систему поиска TheFind и приложение тех же разработчиков для онлайн-шопинга на Facebook. В рамках Glimpse программисты выпустили собственный фреймворк, основанный на Turn.js.

Целью команды с самого начала было сделать из Glimpse веб-приложение, а не обычный сайт. Разработчики использовали парадигму «модель-представление-поведение», которая разделяет на три отдельных компонента модель данных, пользовательский интерфейс и взаимодействие с клиентом. Сервис применяет шаблоны рендеринга моделей на стороне клиента Thrift или JSON — в зависимости от вычислительной мощности клиента.

Библиотека Turn.js также использовалась при разработке каталогов. С помощью CSS и JavaScript моделям, представленным на сайте, придаётся объём — за счет наложения теней на изображение.

13. Red Bull Music Academy Radio

RBMA Radio использует инструмент Modernizr, который позволяет вести кросс-браузерную разработку на HTML5 и CSS. Modernizr постоянно обновляется, так что создатели сайта могут улучшать код по мере представления новых возможностей.

Кроме того, при реализации сервиса применена библиотека Backbone.js — с помощью неё подгружаются плитки для создания эффекта бесконечной страницы.

14. Nouvelle Vague

Nouvelle Vague — сайт от французского дизайнерского агентства Ultranoir. Сервис позволяет «отслеживать» твиты по заданному хештегу. Он реализован с помощью JavaScript, WebGL и HTML5. HTML5, правда, отвечает только за тизер при открытии ресурса.

Один из разработчиков агентства рассказал, что на создание сайта ушло четыре месяца, а трудились над ним три человека. «Нам было очень интересно попробовать поработать с WebGL», — объясняет он.

Основная цель проекта заключалась в том, чтобы при помощи 3D-изображений воссоздать атмосферу из видеозаставки. Команда погрузилась в новые технологии HTML5, CSS3 и JavaScript, и считает, что эти языки могут стать стандартами для работы с 3D в будущем — из-за качественного рендеринга, богатых возможностей взаимодействия и реагирования.

15. The Convergence

The Convergence — браузерная игра, своей ретро-графикой напоминающая Super Mario Bros. Она демонстрирует потрясающие возможности JavaScript и HTML5 и доказывает, что HTML5 справляется со своими задачами ничуть не хуже, чем Flash.

Разработчики обещают в будущем добавить в игру аудиосопровождение и новые уровни, а также поддержку Mozilla Gamepad API.

16. Kindle Cloud Reader

Это веб-приложение превращает слова «купите один раз, читайте на всех устройствах» в реальность. Оно использует технологии HTML5, JavaScript API, библиотеки jQuery и jQuery UI и несколько плагинов jQuery, в том числе jScrollPane для прокрутки страниц и jQuery Templates. Кроме того, команда разработчиков воспользовалась WebSQL для поддержки офлайн-режима.

17. Les Enfants Terrible

Сайт, запущенный студией WeFail, считают авторы заметки, выглядит страшновато, но всё равно очень круто. Ресурс выполнен в довольно резком стиле. JavaScript используется для анимации при взаимодействии пользователя и системы. Чтобы прокручивание осуществлялось только для отдельных элементов интерфейса, командой был применён плагин jQuery ScrollTo. Для появления видео не во всплывающих окнах, а прямо на сайте использовалась библиотека Shadowbox.js.

Кроме того, в коде Les Enfants применяется плагин jQuery Cycle — он отвечает за отображение картинок и примеров работ агентства.

«Мы запустили Les Enfants, чтобы понять, какие возможности по производительности имеются у JavaScript. Оказалось, что в сочетании с СSS Transform можно добиться отличных результатов», — говорит разработчик Мартин Хью.

Не так давно, отмечает Хью, подобные вещи можно было создавать только при помощи Flash, но теперь у него есть жизнеспособная альтернатива — JavaScript.

18. Pinterest

Pinterest — яркий пример использования JavaScript для создания эффекта бесконечной страницы. Для создания сайта понадобились инструменты jQuery, jQuery UI и плагин PageLess.

Как считают авторы заметки, PageLess жизненно важен для Pinterest, потому что бесконечная прокрутка и прогрузка новых пинов гораздо эффективнее помогает удерживать внимание пользователя, чем социальные функции — например, комментирование записей.

19. Love Bomb Builder

Love Bobm Builder помогает пользователям выразить свою любовь или благодарность кому-либо. Это аккуратный и простой сайт, который позволяет создать и отправить послание-бомбу.

Ресурс иcпользует инструмент Modernizr для своевременного обновления кода на JavaScript и HTML5.

20. Michelberger Booze

Когда пользователь попадает на сайт, первым делом он видит так называемый «прелоадер» — может показаться, что он выполнен при помощи Flash, но это не так. За наполнение стакана пивом по мере загрузки отвечает HTML5 и JavaScript.

Ресурс использует функцию частичной прокрутки — только для отдельных элементов интерфейса, и позволяет пользователю интерактивно взаимодействовать с изображениями.

Нажимая на маски животных, клиент отправляется к другим сценам — все анимационные эффекты в которых исполнены при помощи jQuery.animate().

21. Trello

Trello — приложение для совместного или индивидуального планирования, в котором пользователи могут создавать списки выполненных и невыполненных задач и делиться прогрессом в режиме реального времени. Сайт разработан с использованием Node.js, MongoDB и Backbone.js.

Один из создателей Trello Даниэль ле Черминан поясняет, что применение только одного языка при написании сайта помогает новым членам команды быстрее влиться в процесс разработки.

Общение между пользователями реализовано с помощью Web Sockets — ле Черминан отмечает, что это достаточно новая технология, поэтому при её настройке возникали некоторые сложности.

22. BrowserQuest

Это игра в ретро-стиле, созданная студией Little Workshop, призвана продемонстрировать возможности HTML5, JavaScript и, в особенности, Web Sockets. Он может одновременно поддерживать взаимодействие между тысячами пользователей.

«Создание многопользовательской игры — отличный способ продемонстрировать, как такие технологии могут работать вместе. BrowserQuest опирается на серверы Node.js, каждый из которых может запустить несколько экземпляров игрового мира», — рассказывает разработчик студии Гийом Лекольне.

23. JS1k

JS1k — ежегодный конкурс, задача участников которого создать страницу на JavaScript на заданную тему (чаще всего — анимированные изображения). Её вес не должен превышать 1 КБ.

Тема этого года — «Here be dragons».

Работа-победитель конкурса в 2012 году. Автор — Филипп Бучанан, тема — «Любовь»

Работа победителя 2012 года изначально весила 8 КБ — но за день Филипп смог сократить её размер до требуемого 1 КБ, оптимизировав алгоритм генерации дерева:

Моей тактикой был «честный обман» компилятора. Например, использование конструкции «a ? b: c» вместо «if (a) b else c» экономит 8 байтов.

24. Timeline

Сервис помогает пользователям создавать таймлайны, и он очень прост в использовании. В интерактивную шкалу можно включать твиты, видео, фотографии и аудиозаписи. Свой таймлайн можно описать с помощью JSON или Google Docs — как удобнее самому клиенту.

25. Draw a Stickman

Основная идея сервиса заключается в том, чтобы предоставить пользователю возможность немного развлечься, принимая участие в интерактивной истории — помогая нарисованному человечку преодолевать различные препятствия. Зарисовки на сайте выполняются при помощи мыши.

Для создания игры использовались jQuery и библиотека для работы с векторной графикой Raphal.js. Реализация проекта с помощью Raphal помогла разработчикам избежать проблем с производительностью на большинстве устройств и во всех браузерах.

Ресурс Creative Bloq опубликовал материал, в котором его авторы поделились с читателями лучшими, на их взгляд, примерами использования JavaScript для создания сайтов. ЦП выбрал 30 самых интересных ресурсов.

1. Портфолио Майка Куса

Портфолио веб-дизайнера Майка Куса выполнено в «чистой и сдержанной манере», пишут редакторы Creative Bloq. В нём большие изображения сочетаются с простыми элементами пользовательского интерфейса.

«Я думаю о своих работах, как о бренде. Нет никакой необходимости добавлять в мой сайт лишние элементы дизайна», — говорит Кус.

В портфолио Куса одинаково легко ориентироваться на всех типах экранов — он отмечает, что добиться такого эффекта было сложнее всего. Каждый из проектов дизайнера представлен изображением или фотографией — такой, чтобы пользователю захотелось узнать о работе больше.

2. Hello Monday

Сайт креативного агентства Hello Monday претерпел значительные изменения, замечают авторы статьи. Разработчиками компании была проделана огромная работа. Им удалось сделать интерфейс дружелюбным для пользователя.

Старый сайт агентства Hello Monday

Теперь на сайте представлены примеры уже выполненных агентством заказов — у каждого проекта есть своя страница, на которой описана его история, что даёт пользователю более глубокое понимание, чем занимается Hello Monday.

Обновлённый сайт Hello Monday

«Мы пытались отойти от шаблонного представления о том, как должен выглядеть сайт креативного агентства», — рассказывает Кэти Хертел, руководитель проекта по редизайну веб-страницы Hello Monday. Авторы материала находят сайт очень привлекательным и отзывчивым, чему способствует организация проектов на главной странице: она автоматически дополняется новыми работами агентства при прокрутке вниз.

3. Multeor

Multeor — это многопользовательская онлайн-игра, написанная на JavaScript с использованием элемента canvas HTML5. Она разработана Арьеном де Врайзом и Филидором Вайзе, а спроектирована Артуром ван Хугом. Основная задача пользователя в игре — контролировать падение метеоритов, получая очки за оставленные им разрушения.

Игра использует Node.js-сервер для управления связью между настольными и мобильными устройствами с помощью WebSockets.

Вайзе акцентирует внимание на том, что при разработке Multeor не использовались уже существующие игровые библиотеки:

Мы писали всё сами — это было очень увлекательно, к тому же, мы узнали много нового. То, что мы не зависели от конкретных сборок и префабов, дало нам определённую свободу действий: не нужно было заниматься рендерингом существующей графики, обработкой коллизий и отдельно описывать систему, отвечающую за взрывы.

4. Crime Timeline

Crime Timelime — агрегатор, собирающий данные о преступности в Великобритании с помощью публичных API. Он позволяет пользователям узнать, как обстоят дела в их регионе.

«Мы организовали сайт таким образом, чтобы он показывал карту региона и места совершения преступлений — за месяц, выбранный пользователем на панели снизу», — говорит разработчик проекта Алекс Миллер.

Ресурс использует API Google Maps, для создания панели с месяцами применялись jQuery и jQRangeSlider. Когда пользователь взаимодействует с картой — например, щелкает мышкой в определенное место на ней, сайт обновляет изображение с помощью JavaScript. «Пузырьки», показывающие количество преступлений, были созданы с помощью CSS и анимированы с помощью jQuery.

На сайте Here is Today язык JavaScript использовался для создания анимации. Создатель ресурса, дизайнер Люк Твимэн, так объясняет свою идею: «Я хотел создать что-то, что дало бы каждому человеку ощущение масштаба времени. Here is Today помогает понять, насколько обширна история вселенной».

Твимэн отмечает, что он с самого начала решил отказаться от стандартных величин измерения — пикселей, и описал собственные, основываясь на размерах экрана. Это было сделано для того, чтобы сайт выглядел одинаково на всех устройствах.

Это второй проект на JavaScript, созданный дизайнером, и в нём он применил элементы, которые не использовал в предыдущем. Однако Твимэн находит в языке множество сходств с другими высокоуровневыми языками программирования, к тому же, по его словам, JavaScript имеет довольно подробную документацию, а в интернете (в том числе на тематических формах) разобрано большое количество примеров.

6. Tweetmap

Tweetmap изображает на страны на карте пропорционально количеству отправленных из них твитов. Разработчик сервиса Роб Хоукс перечисляет несколько технологий, использованных при его создании: TopoJSON, D3.js, Node.js, PhantomJS, и специальные алгоритмы построения смежных картограмм в режиме реального времени.

Мы выбрали Node.js, потому что у нас уже был опыт его использования, и потому что это простая, быстрая и гибкая платформа. Для анимации карты (в формате TopoJSON) мы используем D3 — фантастическую библиотеку для визуализации данных. В частности, мы широко применяем модуль geo, который позволяет делать сложные географические расчеты и преобразования.

Чтобы избежать проблем с представлением карт в браузере клиента, система генерирует карты на сервере с помощью D3, запускает и рендерит их с помощью движка PhantomJS, и только потом передаёт пользователю — это позволяет не создавать «дыр» при показе карт.

7. The Trip

The Trip — интерактивный фильм, созданный с помощью JavaScript и HTML5 (без использования Flash). Отто Наскарелла, создатель проекта, считает, что задача разработки подобного сервиса оказалась очень сложной:

Большинство трудностей, с которыми мы столкнулись, были связаны с тем, что HTML5 на момент написания сайта не имел средств для кросс-браузерной разработки. Тогда мы решили, что будем рекомендовать клиентам использовать Chrome.

Код сайта на JavaScript использует jQuery практически для всех задач. Разработчики также применяли TextBlur и TextDrop — для размытия и анимации текста.

8. Si Digital

Эта страница, написанная на JavaScript — новое портфолио и блог дизайнерского и маркетингового агентства Si Digital. Ведущий разработчик проекта Алекс Крук так объясняет анимацию на главной странице: «Жидкость, движущаяся по трубам, ведёт пользователей по нашему портфолио — она активирует анимацию изображений на каждом из этапов исследования сайта клиентом».

Для достижения подобного эффекта Крук применил метод jQuery.animate(). К тому же, добавляет он, нужно было правильно выбрать скорость заполнения жидкостью труб — ведь все читают с разной скоростью.

Интерактивный график на странице с описанием выполненных проектов и команды агентства, реализован с помощью jQuery. Временная шкала, по словам Крука, генерируется динамически — на основе информации из базы данных, с использованием технологии Ajax.

9. Сайт Жана Хальфстейна

Жан Хальфстейн — веб-дизайнер. В его портфолио авторов статьи больше всего привлекла главная страница — и анимация на ней. «Я действительно неплохо провёл время, пока возился с различными эффектами. Я очень люблю использовать новые технологии, так что решил сделать основную страницу своего сайта своеобразной песочницей — там я развлекаюсь с Three.js и элементом canvas HTML5», — рассказывает Хальфстейн.

Идея дизайнера заключалась в том, чтобы создать портфолио, следуя современным тенденциям — оно должно было быть минималистичным, и при этом привносить что-то свежее в дизайн сайтов. Поэтому он решил использовать управление анимацией с помощью движений мыши и перетаскивания, а не нажатий клавиш навигации.

10. Портфолио Ника Джонса

По словам Джонса, когда он разрабатывал сайт, у него было больше опыта в работе с Flash, чем с JavaScript, но ему захотелось попробовать что-нибудь новое — чтобы понять, на что он способен. «Я сразу понял, что синтаксис JavaScript почти такой же, как синтаксис ActionScript — поэтому очень скоро полностью освоился», — описывает процесс написания кода Джонс.

Джонс вспоминает, что Flash не давал ему доступа к работе с движениями мыши — это был новый опыт, который ему очень понравился. Разработчик хотел добиться такой отзывчивости сайта, которой он не мог достичь, используя переходы между классами в CSS. Джонс доволен достигнутым результатом:

Если вы собираетесь перейти с ActionScript на JavaScript, не медлите ни секунды. Делая свой сайт, я хотел понять, способен ли JavaScript на то, на что способен Flash. И я очень впечатлён.

11. MapsTD

MapsTD — онлайн-игра, суть которой заключается в обороне крепости. Крепость — это собственный дом пользователя, который он должен защищать от злодеев, неустанно бродящих по улицам района.

Создатель проекта Дункан Барклай объясняет, как это работает: «Мы использовали API Google Maps, MooTools и JavaScript. Самая сложная часть — поиск маршрута, которым будут следовать враги пользователя. Как только игрок выбрал начальную точку, сервис осуществляет поиск долготы и широты, и вычисляет возможные пути c помощью Google».

По ходу игры на экране появляется всё больше противников. Барклай рассказывает, что разработчикам пришлось «бороться» c таймингом браузеров — дело в том, что большинство из них со временем снижает частоту проверки обновлений на странице, и нужно было сделать так, чтобы этого не происходило.

Другая проблема состояла в том, что вместе с прохождением игры увеличивалось количество врагов, и снижалась производительность. В итоге разработчиками было решено повышать уровень умений злодеев, а не их число.

12. Glimpse Catalogs

Ресурс Glimpse разработан совместно командой Windows IE и проектом TheFind, и соединяет в себе систему поиска TheFind и приложение тех же разработчиков для онлайн-шопинга на Facebook. В рамках Glimpse программисты выпустили собственный фреймворк, основанный на Turn.js.

Целью команды с самого начала было сделать из Glimpse веб-приложение, а не обычный сайт. Разработчики использовали парадигму «модель-представление-поведение», которая разделяет на три отдельных компонента модель данных, пользовательский интерфейс и взаимодействие с клиентом. Сервис применяет шаблоны рендеринга моделей на стороне клиента Thrift или JSON — в зависимости от вычислительной мощности клиента.

Библиотека Turn.js также использовалась при разработке каталогов. С помощью CSS и JavaScript моделям, представленным на сайте, придаётся объём — за счет наложения теней на изображение.

13. Red Bull Music Academy Radio

RBMA Radio использует инструмент Modernizr, который позволяет вести кросс-браузерную разработку на HTML5 и CSS. Modernizr постоянно обновляется, так что создатели сайта могут улучшать код по мере представления новых возможностей.

Кроме того, при реализации сервиса применена библиотека Backbone.js — с помощью неё подгружаются плитки для создания эффекта бесконечной страницы.

14. Nouvelle Vague

Nouvelle Vague — сайт от французского дизайнерского агентства Ultranoir. Сервис позволяет «отслеживать» твиты по заданному хештегу. Он реализован с помощью JavaScript, WebGL и HTML5. HTML5, правда, отвечает только за тизер при открытии ресурса.

Один из разработчиков агентства рассказал, что на создание сайта ушло четыре месяца, а трудились над ним три человека. «Нам было очень интересно попробовать поработать с WebGL», — объясняет он.

Основная цель проекта заключалась в том, чтобы при помощи 3D-изображений воссоздать атмосферу из видеозаставки. Команда погрузилась в новые технологии HTML5, CSS3 и JavaScript, и считает, что эти языки могут стать стандартами для работы с 3D в будущем — из-за качественного рендеринга, богатых возможностей взаимодействия и реагирования.

15. The Convergence

The Convergence — браузерная игра, своей ретро-графикой напоминающая Super Mario Bros. Она демонстрирует потрясающие возможности JavaScript и HTML5 и доказывает, что HTML5 справляется со своими задачами ничуть не хуже, чем Flash.

Разработчики обещают в будущем добавить в игру аудиосопровождение и новые уровни, а также поддержку Mozilla Gamepad API.

16. Kindle Cloud Reader

Это веб-приложение превращает слова «купите один раз, читайте на всех устройствах» в реальность. Оно использует технологии HTML5, JavaScript API, библиотеки jQuery и jQuery UI и несколько плагинов jQuery, в том числе jScrollPane для прокрутки страниц и jQuery Templates. Кроме того, команда разработчиков воспользовалась WebSQL для поддержки офлайн-режима.

17. Les Enfants Terrible

Сайт, запущенный студией WeFail, считают авторы заметки, выглядит страшновато, но всё равно очень круто. Ресурс выполнен в довольно резком стиле. JavaScript используется для анимации при взаимодействии пользователя и системы. Чтобы прокручивание осуществлялось только для отдельных элементов интерфейса, командой был применён плагин jQuery ScrollTo. Для появления видео не во всплывающих окнах, а прямо на сайте использовалась библиотека Shadowbox.js.

Кроме того, в коде Les Enfants применяется плагин jQuery Cycle — он отвечает за отображение картинок и примеров работ агентства.

«Мы запустили Les Enfants, чтобы понять, какие возможности по производительности имеются у JavaScript. Оказалось, что в сочетании с СSS Transform можно добиться отличных результатов», — говорит разработчик Мартин Хью.

Не так давно, отмечает Хью, подобные вещи можно было создавать только при помощи Flash, но теперь у него есть жизнеспособная альтернатива — JavaScript.

18. Pinterest

Pinterest — яркий пример использования JavaScript для создания эффекта бесконечной страницы. Для создания сайта понадобились инструменты jQuery, jQuery UI и плагин PageLess.

Как считают авторы заметки, PageLess жизненно важен для Pinterest, потому что бесконечная прокрутка и прогрузка новых пинов гораздо эффективнее помогает удерживать внимание пользователя, чем социальные функции — например, комментирование записей.

19. Love Bomb Builder

Love Bobm Builder помогает пользователям выразить свою любовь или благодарность кому-либо. Это аккуратный и простой сайт, который позволяет создать и отправить послание-бомбу.

Ресурс иcпользует инструмент Modernizr для своевременного обновления кода на JavaScript и HTML5.

20. Michelberger Booze

Когда пользователь попадает на сайт, первым делом он видит так называемый «прелоадер» — может показаться, что он выполнен при помощи Flash, но это не так. За наполнение стакана пивом по мере загрузки отвечает HTML5 и JavaScript.

Ресурс использует функцию частичной прокрутки — только для отдельных элементов интерфейса, и позволяет пользователю интерактивно взаимодействовать с изображениями.

Нажимая на маски животных, клиент отправляется к другим сценам — все анимационные эффекты в которых исполнены при помощи jQuery.animate().

21. Trello

Trello — приложение для совместного или индивидуального планирования, в котором пользователи могут создавать списки выполненных и невыполненных задач и делиться прогрессом в режиме реального времени. Сайт разработан с использованием Node.js, MongoDB и Backbone.js.

Один из создателей Trello Даниэль ле Черминан поясняет, что применение только одного языка при написании сайта помогает новым членам команды быстрее влиться в процесс разработки.

Общение между пользователями реализовано с помощью Web Sockets — ле Черминан отмечает, что это достаточно новая технология, поэтому при её настройке возникали некоторые сложности.

22. BrowserQuest

Это игра в ретро-стиле, созданная студией Little Workshop, призвана продемонстрировать возможности HTML5, JavaScript и, в особенности, Web Sockets. Он может одновременно поддерживать взаимодействие между тысячами пользователей.

«Создание многопользовательской игры — отличный способ продемонстрировать, как такие технологии могут работать вместе. BrowserQuest опирается на серверы Node.js, каждый из которых может запустить несколько экземпляров игрового мира», — рассказывает разработчик студии Гийом Лекольне.

23. JS1k

JS1k — ежегодный конкурс, задача участников которого создать страницу на JavaScript на заданную тему (чаще всего — анимированные изображения). Её вес не должен превышать 1 КБ.

Тема этого года — «Here be dragons».

Работа-победитель конкурса в 2012 году. Автор — Филипп Бучанан, тема — «Любовь»

Работа победителя 2012 года изначально весила 8 КБ — но за день Филипп смог сократить её размер до требуемого 1 КБ, оптимизировав алгоритм генерации дерева:

Моей тактикой был «честный обман» компилятора. Например, использование конструкции «a ? b: c» вместо «if (a) b else c» экономит 8 байтов.

24. Timeline

Сервис помогает пользователям создавать таймлайны, и он очень прост в использовании. В интерактивную шкалу можно включать твиты, видео, фотографии и аудиозаписи. Свой таймлайн можно описать с помощью JSON или Google Docs — как удобнее самому клиенту.

25. Draw a Stickman

Основная идея сервиса заключается в том, чтобы предоставить пользователю возможность немного развлечься, принимая участие в интерактивной истории — помогая нарисованному человечку преодолевать различные препятствия. Зарисовки на сайте выполняются при помощи мыши.

Для создания игры использовались jQuery и библиотека для работы с векторной графикой Raphal.js. Реализация проекта с помощью Raphal помогла разработчикам избежать проблем с производительностью на большинстве устройств и во всех браузерах.

В этой статье затронуты вопросы создания интерактивных Web-страниц посредством языка объектно-ориентированного программирования JavaScript. Рассмотрена структура и технология, рассказано об истории создания и о синтаксисе языка, также вы узнаете о различных приемах использования в реальной жизни.

Предыстория

Ни для кого не секрет, что JavaScript был разработан компанией Netscape с целью создания высокоэффективных интерактивных страничек. Главной его задачей служит создание динамически изменяющихся Web-документов, то есть изменяющихся при определенном условии (при проверке данных, вводимых пользователем, и так далее).

Его синтаксис очень похож на синтаксис языка Java (JavaScript и Java - разные языки), а синтаксис языка Java, в свою очередь, очень похож на C++. Следовательно, если вы раньше писали программы на Java или C++, то с легкостью освоите и JavaScript.

Не заставив себя долго ждать, небезызвестная компания Microsoft тоже выпустила свой собственный интерпретатор языка под названием JScript, но на нем мы долго останавливаться не будем.

В данное время JavaScript очень распространен по всему миру, он используется при создании Web-приложений любой сложности.

Технология

JavaScript использует технологию, эффективно работающую как на клиентской части, так и на серверной. Клиентская часть приложения встраивается в браузер HTML-страниц, код читается непосредственно в том порядке, в котором он написан в открываемом документе. При компиляции серверных приложений используется так называемый байт-код, призванный увеличить скорость работы. В основе серверных и клиентских приложений лежит ядро JavaScript. На рисунке 1 показана примерная схема построения программ.

1 часть - взаимодействие ядра JavaScript и возможностей клиента (используется для написания клиентских приложений).

2 часть - взаимодействие ядра JavaScript и специальных возможностей сервера (используется для написания серверных программ).

Разберемся с синтаксисом.

Начнем с разбора синтаксиса языка. Он очень прост, и понять его может почти каждый. Код JavaScript состоит из операторов, причем каждый оператор должен заканчиваться знаком точка с запятой ";". Надо заметить, что этот язык чувствителен к регистру, то есть он различает заглавные и строчные буквы.

Иногда, если приложение представляет собой огромный набор операторов, необходимы комментарии (пояснение к отдельной части программы). В JavaScript комментарии могут записываться следующими способами: // "пояснения" (этот способ позволяет создать комментарий только на одной строке) и /* "пояснения" */ (этот способ предпочтительнее предыдущего тем, что позволяет писать несколько строк комментария).

Теперь перейдем к тегу , в котором, собственно, и будем писать код. Но существует еще один метод встраивания в страницу сценария (набора операторов, то есть приложения) JavaScript, метод, когда сам код не пишется в самом HTML-документе, а файл сценария (файл с расширением *.js) вызывается из HTML-документа. Происходит это следующим способом:



А вообще, если вы хотите просто написать код в самой страничке, синтаксис будет такой:

Как вы, наверное, догадались, после параметра LANGUAGE следует указать тот язык сценариев, на котором вы собрались писать приложение, в нашем случае это JavaScript (вообще-то JavaScript стоит по умолчанию, а вот если бы мы использовали, например, VBScript, то его надо было указать обязательно). Код JavaScript лучше всего размещать в тегах :





Но это не обязательно, так как теги можно разместить почти в любой части Web-документа.

Существует еще одна очень важная проблема, а именно - проблема использования переменных и выражений в качестве значений HTML-тегов. Если существует переменная, и вы хотите использовать ее в качестве параметров тега, нужно поместить ее в фигурные скобки "{" "}" и слева от переменной написать знак амперсанда "&", а справа поставить точку с запятой ";". Рассмотрим пример, когда вы вызываете картинку, а бордюр будет определять переменная Bord1:

Выражения и переменные

Вы, наверно, уже заметили, что JavaScript является языком, в котором переменным не надо вручную назначать типы (такие языки программирования называются языками так называемого свободного использования типов). JavaScript сам назначает переменной тип, соответствующий данным, хранящимся в переменной. Но, тем не менее, можно выделить четыре типа данных: целый тип, в переменных которого хранятся целые числа, которые могут быть и отрицательные, и положительные - вещественный тип - переменные хранят вещественные числа, имеющие знак плюс или минус; строковый тип - переменные содержат заданную последовательность символов и логический тип, переменные этого типа могут содержать только два значения False (ложь) или True (правда).

Переменные можно объявить, используя оператор Var:

Var "переменная" = "назначаемое значение";

В приведенном выше примере переменной сразу присваивался тип, который определяло значение переменной, но можно объявить переменную без присваивания типа:

Var "переменная";

Давайте приведем примеры всех типов при помощи оператора Var:

Var String = "Строка";

Var Vesh = 5.67;

Var Logo = True;

Теперь перейдем к выражениям. Понятие выражения, подразумевает собой определенную последовательность переменных и операторов, целью которых служит вычисление значения.

Выражения также как данные делятся на три типа: арифметические, логические, строковые. При создании выражения используются операторы, соответствующие типу выражения. Разберем только основные операторы разных типов.

Начнем со всем известных арифметических операторов, с помощью которых и строятся арифметические выражения: "+" - сложение, "-" - вычитание, "*" - умножение, "/" - деление, "++" - эквивалентно прибавлению к значению единицы, "--" - эквивалентно вычитанию от значения единицы. Нельзя не сказать и о более простых формах записи арифметических операторов. Рассмотрим на примере. Допустим, мы складываем два числа A и B, а полученный результат будет храниться в переменной A, в обычной записи это будет выглядеть так: A =A + B. В сокращенном варианте это можно записать так: A + = B. Аналогично с правилами математики можно менять порядок действий постановкой скобок.

Сразу надо сказать, что в JavaScript существует только один оператор работы со строками, а именно "+". Он действует так же, как и арифметический оператор "+", то есть его главная задача заключается в соединении двух строк в одну.

Говоря о логических операторах, надо заметить, что большинство из них схожи с логическими операторами C++. Вот они: "&&" - связывает два условия в одно, можно понимать как логическое И; "||" - говорит о том, что должно выполняться или одно условие, или другое; "= =" - сравнивает два значения; "!=" - можно понять как логическое "не равно"; ">,

Статьи по теме: